Фестиваль Эсала Перахера, достопримечательности Шри-Ланки
Один раз в году в городе Канди, древней столице Цейлона, проводится грандиозный фестиваль, связанный со священной реликвией Буддийского мира – Зубом Будды – фестиваль Эсала Перахера. По традиции он длится 11 дней и 10 ночей.
С тех пор, как Зуб Будды попал на Шри-Ланку (в IV веке до н.э.), он кочевал с места на место вместе с переносом столицы острова из Анурадхапуры до Канди. Считается очень большой удачей увидеть золотое хранилище Зуба в виде ступы «карандува», в котором спрятаны еще шесть золотых сундучков по принципу матрешки.
История возникновения праздника Эсала Перахера затеряна в веках. По одной из версий, Перахера проводится для ниспослания мира и помощи от богов для победы в войне и успеха в мирских делах. История возникновения праздника уходит корнями к победе в войне между языческим богом Асурасом и богом Катарагама, которая пришлась на первый день новолуния июля.
В память об этом знаменательном дне дерево Эсала (Индийский Ракитник Кассия), которое в это время года все покрыто изумительными желтыми цветами, срезается и его ствол становится символом поклонения, вокруг которого проводят специальную церемонию. Эсала Перахера берет свое название именно от этого дерева Эсала и церемонии, проводящейся с ним. Сейчас в качестве дерева Эсала используют дерево Джек или Руккатана, выделяющее белый сок на срезе. Это сок является символом процветания.
Фестиваль Эсала Перахера в современном виде сформировалась в 1775 году при короле Кирти Шри Раджасингхе. В первый день новолуния выбирается «капурал» – самое важное лицо процессии. Он выбирает дерево Эсала и срезает его. Ствол разделяется на четыре части, каждая из которых устанавливается как символ праздника в 4 Индуистских Храмах: Натхе (Будде в предстоящем новом рождении), Вишну, Сканде и богине непорочности Паттинн. После этого 5 дней церемонии проходят внутри храмов, а на 6 выходят на всеобщее обозрение.
Первая Перахера, начинается на шестой день и называется Кумбал Перахера. Она длится 5 ночей. Настоятель Далада Малигава надевает белые одежды и участвует в процессии. Затем наступает время Рандоли Перахера, она так же продолжается 5 ночей. «Рандоли» в переводе означает паланкин королевы. На последнюю десятую ночь происходит Маха Перахера, в это время количество участвующих в процессии слонов, танцоров и барабанщиков достигает своего апогея.
С рассвета тысячи паломников даже из самых отдаленных мест стекаются в Канди, чтобы заранее занять места на тротуарах тех улиц, где ночью пойдет процессия. Все деревья украшаются горящими разноцветными лампочками, а по всему городу из громкоговорителей доносятся мантры, которые читают монахи в храмах. В девять вечера, с появлением луны, со стороны храма доносится пушечный выстрел. Из темноты возникает шеренга мужчин в белых одеяниях, которые одновременно щелкают бычьими хлыстами, как бы отгоняя злых духов. Впереди с факелом в руке идет карлик. Затем на высоких ходулях проходят жонглеры, подбрасывая вверх горящие кокосовые орехи. Вслед за ними движутся знаменосцы с флагами, на которых изображены слоны, львы, павлины.
Когда начинают греметь барабаны и раздаются звуки флейт, появляются представители касты «оли», не имеющие права носить верхнюю одежду. На их головах красуются уборы из перьев, голые тела пестрят украшениями, а к ступням привязаны бубенцы. Затем выступают слоны, украшенные горящими разноцветными лампочками, в расшитых золотыми нитками попонах, с серебряными наконечниками на клыках. На спине первого животного лежит свиток из листьев пальмы, где перечислены все победы и подвиги кандийских правителей. На втором восседает главный «махаут» (начальник царских сановников), держа в руках символ власти — серебряный багор.
И только на третьем, самом крупном, слоне под шелковым балдахином, в блестящем ларце покоится Зуб Будды. Слон, который несет священную реликвию, также считается священным. В Канди есть музей, где находится чучело первого слона, более сотни лет носившего на своей спине Зуб Будды.
Следом за процессией слонов идут музыканты, он играют боевой марш сингалов, звенят тамбуринами, колотят в барабаны и извлекают различные звуки из морских раковин. За ними в бархатной куртке, расшитой камнями, в окружении охраны, под огромным зонтом величественно движется главный староста (ниламе) храма Далада Малигава. Это внушительное и захватывающее шествие продолжается четыре часа. По его окончании народ начинает плясать и запускает в небо фейерверки. Продажа спиртного в эти дни строжайше запрещена буквально по всей стране, включая некоторые отели.
Завершается Перахера ранним утром церемонией разрезания воды. Она символизирует память победе Бога Катарагамы над демонами, во время которой меч Бога, испачканный в крови, очищается. На середину реки выплывают лодки, в которых сидят представители всех храмов. На поверхности воды очерчивается магический круг, глава храма Катарагамы священным мечом Бога рассекает озеро и погружает в него кувшин, черпая свежую воду. Каждый Девале наполняет кувшин, который будет закрыт и помещен в храм до следующего праздника. Считается, что вода в кувшине обладает магической силой.
После окончания торжественной части церемонии площадь перед храмом обычно бывает усеяна усталыми спящими людьми и слонами. Монахи продолжают петь бесконечные мантры. Распустив волосы, у фонтана умываются девушки. Желающие кладут к алтарю головки лотосов и жасминов в качестве подношения. И так было испокон веков.
С тех пор, как Зуб Будды попал на Шри-Ланку (в IV веке до н.э.), он кочевал с места на место вместе с переносом столицы острова из Анурадхапуры до Канди. Считается очень большой удачей увидеть золотое хранилище Зуба в виде ступы «карандува», в котором спрятаны еще шесть золотых сундучков по принципу матрешки.
История возникновения праздника Эсала Перахера затеряна в веках. По одной из версий, Перахера проводится для ниспослания мира и помощи от богов для победы в войне и успеха в мирских делах. История возникновения праздника уходит корнями к победе в войне между языческим богом Асурасом и богом Катарагама, которая пришлась на первый день новолуния июля.
В память об этом знаменательном дне дерево Эсала (Индийский Ракитник Кассия), которое в это время года все покрыто изумительными желтыми цветами, срезается и его ствол становится символом поклонения, вокруг которого проводят специальную церемонию. Эсала Перахера берет свое название именно от этого дерева Эсала и церемонии, проводящейся с ним. Сейчас в качестве дерева Эсала используют дерево Джек или Руккатана, выделяющее белый сок на срезе. Это сок является символом процветания.
Фестиваль Эсала Перахера в современном виде сформировалась в 1775 году при короле Кирти Шри Раджасингхе. В первый день новолуния выбирается «капурал» – самое важное лицо процессии. Он выбирает дерево Эсала и срезает его. Ствол разделяется на четыре части, каждая из которых устанавливается как символ праздника в 4 Индуистских Храмах: Натхе (Будде в предстоящем новом рождении), Вишну, Сканде и богине непорочности Паттинн. После этого 5 дней церемонии проходят внутри храмов, а на 6 выходят на всеобщее обозрение.
Первая Перахера, начинается на шестой день и называется Кумбал Перахера. Она длится 5 ночей. Настоятель Далада Малигава надевает белые одежды и участвует в процессии. Затем наступает время Рандоли Перахера, она так же продолжается 5 ночей. «Рандоли» в переводе означает паланкин королевы. На последнюю десятую ночь происходит Маха Перахера, в это время количество участвующих в процессии слонов, танцоров и барабанщиков достигает своего апогея.
С рассвета тысячи паломников даже из самых отдаленных мест стекаются в Канди, чтобы заранее занять места на тротуарах тех улиц, где ночью пойдет процессия. Все деревья украшаются горящими разноцветными лампочками, а по всему городу из громкоговорителей доносятся мантры, которые читают монахи в храмах. В девять вечера, с появлением луны, со стороны храма доносится пушечный выстрел. Из темноты возникает шеренга мужчин в белых одеяниях, которые одновременно щелкают бычьими хлыстами, как бы отгоняя злых духов. Впереди с факелом в руке идет карлик. Затем на высоких ходулях проходят жонглеры, подбрасывая вверх горящие кокосовые орехи. Вслед за ними движутся знаменосцы с флагами, на которых изображены слоны, львы, павлины.
Когда начинают греметь барабаны и раздаются звуки флейт, появляются представители касты «оли», не имеющие права носить верхнюю одежду. На их головах красуются уборы из перьев, голые тела пестрят украшениями, а к ступням привязаны бубенцы. Затем выступают слоны, украшенные горящими разноцветными лампочками, в расшитых золотыми нитками попонах, с серебряными наконечниками на клыках. На спине первого животного лежит свиток из листьев пальмы, где перечислены все победы и подвиги кандийских правителей. На втором восседает главный «махаут» (начальник царских сановников), держа в руках символ власти — серебряный багор.
И только на третьем, самом крупном, слоне под шелковым балдахином, в блестящем ларце покоится Зуб Будды. Слон, который несет священную реликвию, также считается священным. В Канди есть музей, где находится чучело первого слона, более сотни лет носившего на своей спине Зуб Будды.
Следом за процессией слонов идут музыканты, он играют боевой марш сингалов, звенят тамбуринами, колотят в барабаны и извлекают различные звуки из морских раковин. За ними в бархатной куртке, расшитой камнями, в окружении охраны, под огромным зонтом величественно движется главный староста (ниламе) храма Далада Малигава. Это внушительное и захватывающее шествие продолжается четыре часа. По его окончании народ начинает плясать и запускает в небо фейерверки. Продажа спиртного в эти дни строжайше запрещена буквально по всей стране, включая некоторые отели.
Завершается Перахера ранним утром церемонией разрезания воды. Она символизирует память победе Бога Катарагамы над демонами, во время которой меч Бога, испачканный в крови, очищается. На середину реки выплывают лодки, в которых сидят представители всех храмов. На поверхности воды очерчивается магический круг, глава храма Катарагамы священным мечом Бога рассекает озеро и погружает в него кувшин, черпая свежую воду. Каждый Девале наполняет кувшин, который будет закрыт и помещен в храм до следующего праздника. Считается, что вода в кувшине обладает магической силой.
После окончания торжественной части церемонии площадь перед храмом обычно бывает усеяна усталыми спящими людьми и слонами. Монахи продолжают петь бесконечные мантры. Распустив волосы, у фонтана умываются девушки. Желающие кладут к алтарю головки лотосов и жасминов в качестве подношения. И так было испокон веков.