Разработка пассажирского самолёта Як-42А началась в ОКБ им. А.С.Яковлева в 1987 году. Требования МГА к самолёту были утверждены в январе 1990 года. Он является дальнейшим развитием самолёта Як-42Д. От предшественника его отличает улучшенные экономические характеристики и аэродинамика, удлинённый фюзеляж. Первый прототип изготовлен в декабре 1992 года. В 1993 году получил обозначение Як-142. Впервые продемонстрирован публике на Московском аэрокосмическом салоне в 1993 году. Затем экспонировался на авиасалоне в Ле-Буже, в 1994 - в Берлине.
Як-142 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана с Т-образным оперением. Конструкция цельнометаллическая. Крыло стреловидное (23° по линии четвертей хорд). Шасси убирающееся, трёхопорное, с носовой стокой. Силовая установка состоит из 3 ТРДД Д-36. Разработаны несколько вариантов компоновки салона, рассчитанных на перевозку от 39 до 120 пассажиров. По желанию заказчика на самолёт могут устанавливаться спутниковая система навигации GPS, система предупреждения столкновений самолётов в полёте TCAS и другое оборудование.
Серийное производство планировалось развернуть на Саратовском авиазаводе, но из-за отсутствия финансирования эти планы не осуществились. Единственный построенный экземпляр Як-142 (RA-42424) в настоящее время принадлежит авиакомпании "Лукойл".
Лётно-технические характеристики
Двигатели | Д-36 |
Взлётная тяга, кгс | 3х6500 |
Габариты, м:
размах крыла |
34,88 38,4 9,83 3,8 |
Площадь крыла, м2 | 150 |
Масса, т:
пустого |
- 57,5 50,5 |
Масса коммерческой нагрузки, т | 14,5 |
Запас топлива, л | 23175 |
Количество пассажиров, чел. | 39-120 |
Скорость, км/ч:
максимальная |
800 750 |
Дальность полёта, км:
с коммерческой нагрузкой 10,5 т |
- - |
Практический потолок, м | 9600 |
Длина разбега, м
пробега, м |
- - |
Экипаж, чел. | 2 |
Литература
- Беляев В.В., Ильин В.Е. Российская современная авиация. - М.: АСТ, "Астрель", 2001. - С. 315-316.