Разработка пассажирского самолёта Як-42А началась в ОКБ им. А.С.Яковлева в 1987 году. Требования МГА к самолёту были утверждены в январе 1990 года. Он является дальнейшим развитием самолёта Як-42Д. От предшественника его отличает улучшенные экономические характеристики и аэродинамика, удлинённый фюзеляж. Первый прототип изготовлен в декабре 1992 года. В 1993 году получил обозначение Як-142. Впервые продемонстрирован публике на Московском аэрокосмическом салоне в 1993 году. Затем экспонировался на авиасалоне в Ле-Буже, в 1994 - в Берлине.

Як-142 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана с Т-образным оперением. Конструкция цельнометаллическая. Крыло стреловидное (23° по линии четвертей хорд). Шасси убирающееся, трёхопорное, с носовой стокой. Силовая установка состоит из 3 ТРДД Д-36. Разработаны несколько вариантов компоновки салона, рассчитанных на перевозку от 39 до 120 пассажиров. По желанию заказчика на самолёт могут устанавливаться спутниковая система навигации GPS, система предупреждения столкновений самолётов в полёте TCAS и другое оборудование.

Серийное производство планировалось развернуть на Саратовском авиазаводе, но из-за отсутствия финансирования эти планы не осуществились. Единственный построенный экземпляр Як-142 (RA-42424) в настоящее время принадлежит авиакомпании "Лукойл".

Лётно-технические характеристики

Двигатели Д-36
Взлётная тяга, кгс 3х6500
Габариты, м:

размах крыла
длина
высота
максимальный диаметр фюзеляжа

34,88
38,4
9,83
3,8
Площадь крыла, м2 150
Масса, т:

пустого
взлётная нормальная
посадочная максимальная

-
57,5
50,5
Масса коммерческой нагрузки, т 14,5
Запас топлива, л 23175
Количество пассажиров, чел. 39-120
Скорость, км/ч:

максимальная
крейсерская

800
750
Дальность полёта, км:

с коммерческой нагрузкой 10,5 т
с максимальной нагрузкой

-
-
Практический потолок, м 9600
Длина разбега, м

пробега, м

-
-
Экипаж, чел. 2

Литература

  1. Беляев В.В., Ильин В.Е. Российская современная авиация. - М.: АСТ, "Астрель", 2001. - С. 315-316.