Разработка среднемагистрального пассажирского самолёта Як-42 началась в ОКБ А.С.Яковлева в конце 1972 года. Он предназначался для замены Ил-18 и Ту-134. При работе над проектом использовался опыт создания пассажирского самолёта Як-40, а так же опыт ведущих самолётостроительных фирм мира. Проектирование велось из условий эксплуатации на слабооснащённых аэродромах вдали от АТБ. В 1975 году было завершено изготовление первого прототипа с крылом со стреловидностью 11° по линии четвертей хорд. 6 марта 1975 года он впервые поднялся в воздух. По результатам испытаний было решено увеличить стреловидность крыла до 23°, применить двухосные колёсные тележки основных стоек шасси. Серийное производство началось в 1979 году на авиазаводах в Саратове и Смоленске. В 1980 году самолёт получил сертификат типа и началась его эксплуатация в гражданской авиации. 22 декабря был выполнен первый рейс с пассажирами на борту.
Як-42 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана с Т-образным оперением. Конструкция цельнометаллическая. Фюзеляж типа полумонокок круглого сечения (диаметр 3,8 м). Крыло стреловидное (23° по линии четвертей хорд) с развитой механизацией (предкрылки, двухщелевые закрылки и спойлеры). Все рулевые поверхности снабжены триммерами. Руль направления и элероны имеют сервокомпенсаторы. Управление гидроприводами электрическое. Стабилизатор имеет перевёрнутый профиль двойной кривизны. Шасси убирающееся, трёхопорное с носовой стойкой. Силовая установка состоит из 3 ТРДД Д-36 и ВСУ ТА-6В. Запас топлива расположен в 3 крыльевых баках равной ёмкости. Имеется система аварийного слива топлива в полёте. Система управления ручная (бустер имеется только в канале руля направления). В состав оборудования входят: навигационный комплекс "Ольха-1", доплеровский измеритель путевой скорости и угла сноса ДИСС-016, метеонавигационный локатор "Гроза-42". За счёт авиакомпаний устанавливается спутниковая система навигации GPS и система предотвращения столкновения в воздухе. Существуют различные варианты компоновки салона с числом мест от 39 до 120. В базовой комплектации вместо кресел установлены трёхместные диваны. Доступ в пассажирский салон осуществляется через откидной трап в хвостовой части фюзеляжа.
Начало эксплуатации Як-42 было успешным, но 28 июня 1982 года произошла катастрофа, после которой весть парк был на полтора года постален на прикол. Здесь сказались ещё и неприязненные отношения между министром ГА Б.П.Бугаевым и А.С.Яковлевым. После устанения конструктивных недостатков самолёт был вновь допущен к полётам.
Як-42 показа себя надёжным и простым в эксплуатации самолётом. Хотя произошло ещё несколько аварий и катастроф, но виной тому были навигационные и пилотажные ошибки экипажа. Создававшийся для внутренних линий, самолёт в настоящее время активно используется для международных перевозок, так как силовая установка легко укладываеся в нормы по шуму на местности. На Як-42 установлено 6 мировых рекордов скороподъёмности.
Производство Як-42 продолжается. На 2003 год изготовлено 188 самолётов всех модификаций. Поставлялся на экспорт на Кубу (4 самолёта) и в Китай (2). Самолёт брали в аренду различные авиакомпании Европы и Азии. Самолёты Як-42Д используются МЧС в качестве летающих пунктов управления. После распада СССР кроме России имеется в Казахстане, Молдавии и на Украине. На 2004 год в эксплуатации находилось 112 самолётов (79 в России и 33 за рубежом).
Модификации самолёта:
- Як-42 - базовый. Выпускался в 1979-1987 годах.
- Як-42-100 - с удлинённым на 3,38 м фюзеляжем. Отличается цифровой авионикой американской фирмы "Ханиуэлл". Изготовлен в 1993 году.
- Як-42А (Як-142) - модернизированный, дальнейшее развитие Як-42Д. Отличается составом оборудования. Разработан в 1992 году.
- Як-42Д - дальний. Отличается усиленной конструкцией планёра, за счёт чего увеличена взлётная масса. Выпускается с 1987 года. Поставлялся на Кубу и в Китай.
- Як-42Д-90 - самолёт для перевозки 90 пассажиров на дальность 4000 км. Оборудование аналогично Як-42А. Разработан в 1999-2000 годах.
- Як-42Д-100 - модернизированный (проект).
- Як-42Д-200 - модернизированный (проект).
- Як-42ЛЛ - летающая лаборатория для испытаний двигателя Д-236.
- Як-42М - модернизированный. Отличается двигателями Д-436Т1, удлинённым фюзеляжем, крылом увеличенного размаха. Количество пассажиров увеличено до 168. Переоборудуется из Як-42Д начиная с 2003 года.
- Як-42МЛ - самолёт для международных линий. Выпускался с 1981 года.
- Як-42Т - грузовой (проект). Отличался большой грузовой дверью.
- Як-42Ф - летающая лаборатория для исследований оптических характеристик атмосферы и земной поверхности. Отличается 2 покрыльевыми контейнерами с аппаратурой.
Лётно-технические характеристики
Двигатели | Д-36 |
Взлётная тяга, кгс | 3х6500 |
Габариты, м:
размах крыла |
34,88 36,38 9,83 3,8 |
Площадь крыла, м2 | 150 |
Масса, т:
пустого |
33,7 56,5 50,5 |
Масса коммерческой нагрузки, т | 13,5 |
Запас топлива, л | 23175 |
Количество пассажиров, чел. | 104-120 |
Скорость, км/ч:
максимальная |
800 650-740 |
Дальность полёта, км:
с коммерческой нагрузкой 10,5 т |
2150 1480 4100 |
Практический потолок, м | 9100 |
Длина разбега, м
пробега, м |
1800 1000 |
Экипаж, чел. | 2 |
Литература
- Адлер Е. Как создавался самолёт // Крылья Родины. - 1999. - №9.
- Андреев И. Земные связи авиации // Техника - молодёжи. - 1977. - №12. - С. 40-41.
- Беляев В.В., Ильин В.Е. Российская современная авиация. - М.: АСТ, "Астрель", 2001. - С. 313-317.
- Колесник Д. Самый невезучий // М-Хобби. - 2004. - №3. - С. 14-21.
- Сергеев Ю. Аэробус для местных линий // Крылья Родины. - 1999. - №9.
- Экспонаты ОКБ им. А.С.Яковлева в Жуковском // Крылья Родины. - 1999. - №8. - С. 9-10.
- Яковлев С. Ближнемагистральный, скоростной: Як-42 осваивает новые воздушные линии // Крылья Родины. - 1982. - №4. - С. 18-19.
- Яковлев С. "Спринтер" на средней дистанции // Техника - молодёжи. - 1977. - №7. - С. 30-34.