В середине 70-х годов дефицит добычи нефти в мире привёл к энергетическому кризису. В связи с этим интенсифицировались работы по применению в промышленности и на транспорте альтернативных видов топлива. АН СССР совместно с рядом НИИ и КБ разработала программу научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ по широкому внедрению водородной энергетики в народное хозяйство. В соответствии с этой программой ММЗ "Опыт" было поручено создание летающей лаборатории на базе Ту-154Б, использующей в качестве топлива жидкий водород (тема "Холод"). Использование водорода попутно должно было улучшить экологическую обстановку в стране и заложить основы гиперзвуковой и космической авиации. В летающую лабораторию ЛЛ Ту-154 (позже Ту-155) был переоборудован серийный Ту-154 СССР-85035 (доработанный до стандарта Ту-154Б). Для обслуживания самолёта был разработан авиационный криогенный комплекс, позволяющий проводить различные виды испытаний с использованием больших количеств криоггенной жидкости. 15 апреля 1988 года экипаж лётчика-испытателя В.А.Севанькаева впервые поднял его в небо.
Ту-155 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана со стреловидным крылом (35° по линии четверти хорд), Т-образным оперением и задним расположением двигателей. Крыло трёхлонжеронное, кессонной конструкции, снабжено предкрылками, двухщелевыми закрылками, интерцепторами и элеронами. Шасси самолёта убирающееся, трёхопорное, с носовой стойкой. Основные стойки шасси убираются в специальные гондолы на крыле. Силовая установка состоит из 2 ТРДД НК-8-2 и 1 (центрального) НК-88 конструкции ОКБ Н.Д.Кузнецова. В хвостовой части фюзеляжа установлен топливный бак с экранированной теплоизоляцией, вмещающий 20 м3 сжиженного газа (температура до -253°C). Первоначально в качестве топлива использовался сжиженный водород. В 1989 году самолёт переоборудовали на сжиженный природный газ (температура -162°C). Дополнительно установлены системы: геливая (для управления силовой установкой), азотная (замещает обычную атмосферу в отсеках самолёта и предупреждает об утечке криогенного топлива), контроля вакуума в теплоизоляционных полостях.
Ту-155 стал первым в мире самолётом, работающем на криогенном топливе. Он прошёл обширный комплекс испытаний. На нём установлено 14 мировых рекордов. На нём совершены международные перелёты Москва - Братислава - Ницца - Москва и Москва - Ганновер. Испытания Ту-155 позволили получить богатый опыт обращения с жидким водородом и жидким природным газом. Было создано новое уникальное оборудование, освоены новые технологические процессы. Полученный опыт был использован при разработке самолёта Ту-156.
Лётно-технические характеристики
Двигатели | 2 НК-8-2 HR-88 |
Взлётная тяга, кгс | 3х10500 |
Габариты, м:
размах крыла |
37,55 47,9 11,4 3,8 |
Площадь крыла, м2 | 201,45 |
Масса, т:
пустого |
52 98 |
Скорость, км/ч:
максимальная |
950 850 |
Дальность полёта максимальная, км | 2800 |
Практический потолок, км | 12100 |
Крейсерская высота полёта, м | 11900 |
Продолжительность полёта на криогенном топливе, ч. | 2 |
Длина разбега, м
пробега, м |
2300 1000 |
Экипаж, чел. | 4 |
Литература
- Васильев Н. Воспоминания о будущем: О самолёте Ту-156 // Крылья Родины. - 1999. - №8. - С. 13-14.
- Даффи П., Кандалов А. А.Н.Туполев: Человек и его самолёты. - М.: "Московский рабочий", 1999. - С. 195-198.
- Ригмант В.Г. Под знаками "АНТ" и "Ту" // Авиация и космонавтика. - 2000. - №3. - С. 40-41.
- Туполев А.А. Вариант чистого неба // Техника - молодёжи. - 1989. - №1. - С. 18-21.