В середине 70-х годов дефицит добычи нефти в мире привёл к энергетическому кризису. В связи с этим интенсифицировались работы по применению в промышленности и на транспорте альтернативных видов топлива. АН СССР совместно с рядом НИИ и КБ разработала программу научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ по широкому внедрению водородной энергетики в народное хозяйство. В соответствии с этой программой ММЗ "Опыт" было поручено создание летающей лаборатории на базе Ту-154Б, использующей в качестве топлива жидкий водород (тема "Холод"). Использование водорода попутно должно было улучшить экологическую обстановку в стране и заложить основы гиперзвуковой и космической авиации. В летающую лабораторию ЛЛ Ту-154 (позже Ту-155) был переоборудован серийный Ту-154 СССР-85035 (доработанный до стандарта Ту-154Б). Для обслуживания самолёта был разработан авиационный криогенный комплекс, позволяющий проводить различные виды испытаний с использованием больших количеств криоггенной жидкости. 15 апреля 1988 года экипаж лётчика-испытателя В.А.Севанькаева впервые поднял его в небо.

Ту-155 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана со стреловидным крылом (35° по линии четверти хорд), Т-образным оперением и задним расположением двигателей. Крыло трёхлонжеронное, кессонной конструкции, снабжено предкрылками, двухщелевыми закрылками, интерцепторами и элеронами. Шасси самолёта убирающееся, трёхопорное, с носовой стойкой. Основные стойки шасси убираются в специальные гондолы на крыле. Силовая установка состоит из 2 ТРДД НК-8-2 и 1 (центрального) НК-88 конструкции ОКБ Н.Д.Кузнецова. В хвостовой части фюзеляжа установлен топливный бак с экранированной теплоизоляцией, вмещающий 20 м3 сжиженного газа (температура до -253°C). Первоначально в качестве топлива использовался сжиженный водород. В 1989 году самолёт переоборудовали на сжиженный природный газ (температура -162°C). Дополнительно установлены системы: геливая (для управления силовой установкой), азотная (замещает обычную атмосферу в отсеках самолёта и предупреждает об утечке криогенного топлива), контроля вакуума в теплоизоляционных полостях.

Ту-155 стал первым в мире самолётом, работающем на криогенном топливе. Он прошёл обширный комплекс испытаний. На нём установлено 14 мировых рекордов. На нём совершены международные перелёты Москва - Братислава - Ницца - Москва и Москва - Ганновер. Испытания Ту-155 позволили получить богатый опыт обращения с жидким водородом и жидким природным газом. Было создано новое уникальное оборудование, освоены новые технологические процессы. Полученный опыт был использован при разработке самолёта Ту-156.

Лётно-технические характеристики

Двигатели 2 НК-8-2
HR-88
Взлётная тяга, кгс 3х10500
Габариты, м:

размах крыла
длина
высота
максимальный диаметр фюзеляжа

37,55
47,9
11,4
3,8
Площадь крыла, м2 201,45
Масса, т:

пустого
взлётная нормальная

52
98
Скорость, км/ч:

максимальная
крейсерская

950
850
Дальность полёта максимальная, км 2800
Практический потолок, км 12100
Крейсерская высота полёта, м 11900
Продолжительность полёта на криогенном топливе, ч. 2
Длина разбега, м

пробега, м

2300
1000
Экипаж, чел. 4

Литература

  1. Васильев Н. Воспоминания о будущем: О самолёте Ту-156 // Крылья Родины. - 1999. - №8. - С. 13-14.
  2. Даффи П., Кандалов А. А.Н.Туполев: Человек и его самолёты. - М.: "Московский рабочий", 1999. - С. 195-198.
  3. Ригмант В.Г. Под знаками "АНТ" и "Ту" // Авиация и космонавтика. - 2000. - №3. - С. 40-41.
  4. Туполев А.А. Вариант чистого неба // Техника - молодёжи. - 1989. - №1. - С. 18-21.