Среднемагистральный пассажирский самолёт Ту-154 разработан в ОКБ А.Н.Туполева. Он стал первым советским самолётом, который изначально создавался с большой перспективой использования и совершенствования в соответствии с требованиями технического прогресса и авиационной безопасности. Проектное задание ставило задачу создать самолёт, равный по дальности и надёжности Ил-18, скорости Ту-104 и посадочным характеристикам Ан-10. Рабочее проектирование началось в 1965 году под руководством главного конструктора С.М.Егера. Дальнейшее совершенствование велось под руководством А.А.Туполева и А.С.Шенгардта. В 1968 году изготовлено 6 прототипов (один из них, с бортовым №85005, стоит на ВДНХ). 3 октября 1968 года экипаж лётчика-испытателя Ю.В.Сухова впервые поднял самолёт в небо. Серийное производство началось в 1969 году в Куйбышеве на заводе №18. В этом же году один из прототипов демонстрировался в Ле-Бурже. Испытания самолёта продолжались около 5 лет.
Ту-154 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана со стреловидным крылом (35° по линии четверти хорд), Т-образным оперением и задним расположением двигателей. Силовая установка состоит из 3 ТРДД НК-8-2 конструкции ОКБ-276 Н.Д.Кузнецова. На модификации Ту-154М они заменены двигателями Д-30КУ-154 конструкции ОКБ П.А.Соловьёва. Два двигателя размещены по бокам на пилонах, третий - внутри фюзеляжа с воздухозаборником в форкиле с S-образным каналом. Шасси самолёта трёхстоечное, с носовой стойкой. Основные стойки шасси убираются в специальные гондолы на крыле. Крыло трёхлонжеронное, кессонной конструкции, снабжено предкрылками, трёхщелевыми закрылками (на Ту-154М - двухщелевыми), интерцепторами и элеронами. Салон оборудован кондиционером, работающем от ВСУ (возможна работа на стоянке). В состав БРЭО входит метео-навигационный локатор "Гроза-154", навигационный вычислитель расстояния до маяка, доплеровский измеритель путевой скорости и угла сноса ДИСС-013.
Ту-154 относится ко второму поколению пассажирских реактивных самолётов (с целым рядом свойств третьего поколения). На нём впервые в практике отечественного гражданского самолётостроения применены необратимые бустеры, отказ от аэродинамических триммеров, мощная и развитая механизация крыла в сочетании с управляемым стабилизатором, трёхкратное резервирование всех систем, система электроснабжения переменного тока, трёхосные основные тележки шасси (аналогов в мире не имеют), эргономика кабины с индивидуальным местом бортинженера и выносом рабочего места штурмана из остеклённого носа в кабину, навигационно-вычислительное устройство с индикацией места самолёта на движущейся карте. Избыточная тяговооружённость (также применённая впервые) дала высокую безопасность полёта и экономию топлива (двигатели в крейсерском полёте работают на пониженных режимах). Самолёт может продолжать полёт при отказе одного двигателя на любом этапе полёта без существенных ограничений (зафиксирован случай посадки с одним работающим двигателем). Ту-154 первым из гражданских получил Сертификат Госавиарегистра СССР на соответсвие нормам по пролётным шумам.
Ближайшим аналогом самолёта является американский "Боинг-727" (первый полёт в феврале 1963 года), но прямого копирования не было. По ряду параметров "Боинг" в 60-х годах уступал Ту-154, продолжает уступать и сейчас, после модернизации. Достаточно сказать, что удельная нагрузка на грунт у "Боинга" составляет 31-33 т, тогда как у Ту-154 - 17-19 т, а это значительно увеличивает количество аэродромов, способных принимать у себя самолёты данного типа.
Первым в Аэрофлоте новый самолёт стал осваивать Внуковский авиаотряд. В мае 1971 года началась перевозка почты из Москвы в Тбилиси, Сочи, Симферополь и Минеральные Воды. 9 февраля 1972 года состоялся первый рейс с пассажирами на борту по маршруту Внуково-Минеральные Воды (командир корабля Е.И.Багмут).
Начиная с 80-х годов и по настоящее время это самый массовый отечественный среднемагистральный самолёт. Он летает в небе всех континентов, включая Антарктиду (рейс Москва-Мирный). В процессе производства он неоднократно модернизировался (самая крупная модернизация - Ту-154М в 1982 году). Серийное производство продолжалось до 2006 года. Всего изготовлено 930 самолётов Ту-154 22 модификаций. Из них около 150 экспортировано в 15 стран мира: Болгарию, Венгрию, ГДР (теперь ФРГ), Иран, Китай, КНДР, Кубу, Монголию, Польшу, Румынию, Чехословакию (в настоящее время имеются и в Чехии, и в Словакии), Югославию и др. В настоящее время в России в эксплуатации остаётся около 350 самолётов.
Модификации самолёта:
- ЛЛ-154 - летающая лаборатория для отработки элементоп программы "Буран" и подготовки космонавтов. Отличался усиленной хвостовой частью фюзеляжа и составом оборудования. Вместо штатного места правого лётчика установлен пост управления "Бурана". Может выполнять полёт в автоматическом режиме. Переоборудовано 5 самолётов различных модификаций.
- Ту-154 - первый серийный. Выпускался в 1970-1974 годах.
- Ту-154А - доработанный. Отличался двигателями НК-8-2У, совмещённым управлением механизацией крыла и стабилизатором. Взлётная масса увеличена до 94 т. В 1974-1975 годах изготовлено 78 самолётов.
- Ту-154Б - модернизированный. Отличался усиленным планёром, дополнительным топливным баком, улучшенной эргономикой кабины, увеличенным ресурсом. Взлётная масса возросла до 98 т. Выпускался в туристическом летнем (152 пассажира) и зимнем (144) вариантах. Изготовлено 486 самолётов. В 1975-1980 годах в вариант Ту-154Б переоборудованы ранее выпущенные Ту-154 и Ту-154А.
- Ту-154Б-1 - доработанный. Отличается системой кондиционирования и конструкцией шасси. Салон рассчитан на 160-169 пассажиров. Разработан в 1977 году. Часть ранее выпущенных Ту-154Б доработана по типу Б-1.
- Ту-154Б-2 - доработанный. Отличается составом радиоэлектронного оборудования и усиленным шасси. Салон рассчитан на 180 пассажиров. Разработан в 1978 году. Часть ранее выпущенных Ту-154Б доработана по типу Б-2.
- Ту-154М (Ту-164) - модернизированный. Отличается двигателями Д-30КУ-154-II, конструкцией крыла, увеличенной площадью стабилизатора, увеличенным запасом топлива, составом оборудования и интерьером пассажирской кабины. Увеличена дальность и экономичность (расход топлива снижен на 15-20%). Разработан в 1978-1982 годах Куйбышевским филиалом ММЗ "Опыт". Первый полёт состоялся в 1980 году. В 1984-2001 годах изготовлено 320 самолётов.
- Ту-154М-ЛК-1 - "салон" на базе Ту-154М. Оборудован спецсвязью.
- Ту-154М-ОН - самолёт для программы "Открытое небо" (проект).
- Ту-154М-100 - модернизированный. Отличается цифровой авионикой и обрудованием салонов. Разработан в 1994 году. Выпускается с 1997 года. 3 самолёта поставлены в Словакию.
- Ту-154Р - самолёт радиотехнической разведки. В Китае переоборудовано 4 самолёта.
- Ту-154С (Ту-154Т) - грузовой. С 1982 года переоборудуютя Ту-154А и Ту-154Б (переоборудовано не менее 9).
- Ту-155 (ЛЛ Ту-154) - опытный с двигателем НК-88, работающем на жидком водороде (впервые в мире). Первый полёт 15 апреля 1988 года.
- Ту-156 (Ту-156С) - грузовой на сжиженном природном газе. Отличается топливной системой, двигателями НК-89.
Лётно-технические характеристики
Ту-154Б | Ту-154М | |
Двигатели | НК-8-2 | Д-30КУ-154 |
Взлётная тяга, кгс | 3х10500 | 3х11000 |
Габариты, м:
размах крыла |
37,55 47,9 11,4 3,8 |
37,55 48,0 11,4 3,8 |
Площадь крыла, м2 | 201,45 | 202,0 |
Масса, т:
пустого |
52 98 78 |
53 102 80 |
Масса коммерческой нагрузки, т | 18 | 18 |
Запас топлива, т | 39,75 | 39,75 |
Количество пассажиров, чел. | 152-180 | 152-176 |
Скорость, км/ч:
максимальная |
950 850 |
935 850 |
Максимальное эксплуатационное число М | 0,88 | 0,86 |
Дальность полёта с максимальной коммерческой нагрузкой, км | 2800 | 3500 |
Практический потолок, м | 12100 | 12100 |
Крейсерская высота полёта, м | 11900 | 11900 |
Длина разбега, м
пробега, м |
2300 1000 |
2300 1000 |
Экипаж, чел. | 4 | 4 |
Литература
- Андреев И. Борьба за вес // Техника - молодёжи. - 1977. - №11. - С. 46-47.
- Беляев В.В., Ильин В.Е. Российская современная авиация. - М.: АСТ, "Астрель", 2001. - С. 286-293.
- Вульфов А., Колесник Д. "Рабочая лошадка" Ту-154: 30 лет в небе // Авиация и космонавтика. - 1998. - №11-12. - С. 24-32.
- Голубенко В. "Гадкий утёнок" из семейства Ту-154 // Крылья Родины. - 1999. - №3. - С. 10.
- Даффи П., Кандалов А. А.Н.Туполев: Человек и его самолёты. - М.: "Московский рабочий", 1999. - С. 187-194.
- Колесник Д. Ту-154 // М-Хобби. - 2000. - №1. - С. 38-43.
- Ригмант В.Г. Под знаками "АНТ" и "Ту" // Авиация и космонавтика. - 2000. - №3. - С. 35-40.
- Ригмант В.Г. Полёт длиною в тридцать лет: О пассажирском самолёте Ту-154 и его модификациях // Крылья Родины. - 1998. - №10. - С. 4-10.