В первой половине 80-х годов в связи с ростом воздушных перевозок на местных и средних авиалиниях возникла потребность в более вместительных самолётах, способных перевозить 60-70 пассажиров. Кроме того, парк Ан-24 начал постепенно сокращаться из-за списания выработавших ресурс самолётов. В начале 1982 года генеральный конструктор ОКБ им. С.В.Ильюшина Г.В.Новожилов выступил с инициативой разработки нового пассажирского самолёта Ил-114. Инициатива была поддержана руководством МАП и, несмотря на загрузку ОКБ работами по доводке Ил-96-300, было принято решение параллельно начать подборку материалов по Ил-114. Главным конструктором по самолёту был назначен Н.Д.Таликов.

К октябрю 1983 года были разработаны техничские предложения и аванпроект. Рабочее проектирование началось 2 сентября 1985 года. К июлю 1987 года был построен полномасштабный макет. Постановлением СМ СССР срок ввода самолёта в эксплуатацию был определён II кварталом 1991 года. Серийное производство предполагалось сразу на двух заводах: ТАПО им. В.П.Чкалова и "Знамя Труда" в Москве. Изготовление первого прототипа Ил-114 завершилось к концу 1989 года. 29 марта 1990 года экипаж лётчика-испытателя В.Белоусова впервые поднял его в небо с Центрального аэродрома им. М.В.Фрунзе. Самолёт прошёл комплекс испытаний в Жуковском, Ташкенте и Якутске. Из-за кризиса в экономике и развала страны испытания сильно затянулись. Подготовка к серийному производству на ТАПОиЧ началась в ноябре 1994 года. Сертификат лётной годности от Авиарегистра международного авиационного комитета был получен только 26 апреля 1997 года (№130-114). В июне 1998 года Ил-114 совершил перелёт по городам России для демонстрации возможностей самолёта региональным авиакомпаниям. В июне 1999 года узбекская авиакомпания "Узбекистон хаво йуллари" начала первые пассажирские рейсы на Ил-114.

Ил-114 предназначен для перевозки 64 пассажиров на местных воздушных трассах протяжённостью не менее 1000 км. Возможна эксплуатация с небольших аэродромов, имеющих как бетонные, так грунтовые полосы.

Ил-114 выполнен по схеме свободнонесущего низкоплана. Конструкция цельнометаллическая с применением композиционных материалов. Фюзеляж типа полумонокок круглого сечения (диаметр 2,86 м). Крыло прямое, трапецевидное в плане, большого удлинения. Механизация крыла состоит из выдвижных двухщелевых закрылков с фиксированным дефлектором. Шасси убирающееся, трёхопорное, с передней стойкой. Силовая установка состоит из двух турбовинтовых двигателей ТВ7-117С с малошумными шестилопастными винтами СВ-34 диаметром 3,6 м. На самолёте установлен пилотажно-навигационный комплекс ЦНПК-114, позволяющий пилотировать самолёт в дюбое время суток в любых метеоусловиях. Предусмотрена установка двигателей и авионики западного производства. Все средства отображения информации, органы управления бортовыми системами объединены в единую информационно-управляющую систему с выводом данных, необходимых для пилотирования и навигации, а также данных о работе самолётных систем, на 5 цветными многофункциональных дисплеев.

В настоящее время изготовлено не менее 11 самолётов. В 1996 году поступило предложение от Ирана об организации лицензионного производство Ил-114 в этой стране. Но из-за натянутых отношений между Узбекистаном и Ираном сделка сорвалась и освободившееся место занял украинский Ан-140. В настоящее время в России самолёты Ил-114 эксплуатируются авиакомпанией "Выборг".

Модификации самолёта:

  • Ил-114 - пассажирский самолёт для местных авиалииний. Первый полёт 29 марта 1990 года. Выпускается серийно.
  • Ил-114-50 - модернизированный. Салон рассчитан на 52 пассажира. Первый полёт в феврале 1999 года.
  • Ил-114-100 - пассажирский самолёт с двигателями PW-127H фирмы "Пратт-Уитни Канада". Разработан в 1997-1998 годах. Первый полёт состоялся 26 января 1999 года. Сертификат типа выдан МАК 24 декабря 1999 года.
  • Ил-114-300 - с двигателями ТВ7-117СМ. Отличается составом БРЭО, планировкой салона.
  • Ил-114М - самолёт для местных авиалиний (проект). Отличается двигателями Аллисон GMA-2100.
  • Ил-114МП - многоцелевой патрульный на базе Ил-114М (проект). Разрабатывается с 1999 года.
  • Ил-114ОРР - океанский разведчик рыбы (проект). Отличается бортовыми силовыми агрегатами, спасательными средствами, приборами спутниковой и астрономической навигации. колёсно-лыжным шасси.
  • Ил-114П - патрульный (проект). Разрабатывается с 1999 года.
  • Ил-114ПР - самолёт для патрулирования, радиотехнической разведки и РЭБ на базе Ил-114М (проект). Разрабатывается с 1999 года.
  • Ил-114ПРП - самолёт для патрулирования, радиотехнической разведки и РЭБ на базе Ил-114 (проект). Разрабатывается с 1999 года.
  • Ил-114Т - транспортный для перевозки 7 т коммерческих грузов. Первый полёт 14 сентября 1997 года.
  • Ил-114ФК - фотокартографический самолёт (проект). Разрабатывался 1988-1992 годах.
  • Ил-138 - многоцелевой патрульный самолёт (проект). Отличается двигателями АИ-20.
  • Ил-140 - самолёт ДРЛО (проект). Оснащён двигателями АИ-20. Разрабатывается с 1999 года.
  • Ил-140М - поисково-спасательный (проект).

Лётно-технические характеристики

Ил-114 Ил-114-100
Двигатели ТВ7-117С PW-127H
Взлётная мощность, э.л.с. 2х2500 2х2750
Габариты, м:

размах крыла
длина
высота

30,0
26,88
9,32
30,0
26,88
9,32
Площадь крыла, м2 81,9 81,9
Масса, т:

пустого
взлётная нормальная
взлётная максимальная

-
23,5
-
-
-
-
Запас топлива, кг 6500 6500
Скорость, км/ч:

максимальная
крейсерская

-
500
-
-
Дальность полёта, км:

с максимальной нагрузкой
с коммерческой нагрузкой 1,5 т

1000
4800
1000
5000
Практический потолок, м - -
Крейсерская высота полёта, м 7200
Длина разбега, м

пробега, м

1550
1300
1550
1300
Экипаж, чел. 2 2

Литература

  1. Беляев В.В., Ильин В.Е. Российская современная авиация. - М.: АСТ, "Астрель", 2001. - С. 267-272.
  2. Берне Л.П. Триумф фирмы "Ильюшин". // Крылья Родины. - 1997. - №6. - С. 31-32.
  3. Егоров Ю. Самолёты "Ильюшин" на МАКС-99. // Крылья Родины. - 1999. - №8. - С. 5-7.
  4. Из истории советской авиации: Самолёты ОКБ имени С.В.Ильюшина / Г.В.Новожилов, Д.В.Лещинер, В.М.Шейнин и др. - М.: Машиностроение, 1990.
  5. Ил-114, Ил-114Т. // Самолёты мира. - 1997. - № 1-2. - С. 34.
  6. Таликов Н. Для местных авиалиний. // Крылья Родины. - 1995. - №6. - С. 29-30.
  7. Таликов Н. Экономичный, скоростной, надёжный. // Крылья Родины. - 2001. - №3. - С. 8-11.