В 1943 году бригада общих видов ОКБ-240 под руководством В.М.Германова приступила к разработке проектов перспективных самолётов послевоенного поколения. В их числе был и четырёхмоторный пассажирский самолёт. В 1945 году Главному управлению ГВФ был представлен проект лайнера, получившего обозначение Ил-18. Первоначально планировалось установить на самолёт авиационные дизели конструкции А.Д.Чаромского. Затем вместо них было решено использовать звездообразные поршневые двигатели АШ-72ТК, но производство их так и не было налажено. Следующим вариантом стало использование АШ-73ТК (на опытном образце установили АШ-73 без турбокомпрессоров). Изготовление прототипа было завершено в конце июля 1946 года. 17 августа экипаж лётчика-испытателя В.К.Коккинаки впервые поднял его в воздух. Заводские испытания завершились осенью 1947 года, но из-за отсутствия двигателей АШ-73ТК государственные испытания не состоялись. На следующий год работы по доводке самолёта были по ряду причин остановлены.
В апреле 1956 года вышло Постановление ЦК КПСС и СМ СССР о разработке турбовинтового пассажирского лайнера с двигателями НК-4. В июле ОКБ С.В.Ильюшина представило заказчику эскизный проект. Через месяц были утверждены технические требования (совместные ГВФ и ВВС), а в декабре был утверждён макет самолёта. 24 июня 1957 года прототип был передан на заводские испытания. 1 июля В.К.Коккинаки выполнил первые рулёжки, а 4 июля поднял его в небо с Центрального аэродрома им. М.В.Фрунзе. Примерно в то же время самолёт был показан руководителям партии и правительства. По предложению Е.А.Фурцевой (в то время секретарь МГК КПСС) он получил имя собственное "Москва". Государственные испытания в НИИ ВВС проходили с 10 мая по 20 августа 1958 года.
Серийное производство началось в ноябре 1957 года на Московском авиазаводе №30 "Знамя Труда". В 1959 году самолёты Ил-18А вышли на пассажирские трассы. Модернизация и сопровождение в эксплуатации проводились под руководством Г.В.Новожилова.
Ил-18 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана. Фюзеляж герметизированный. Крыло прямое, трапецевидное в плане. Шасси убирающееся трёхопорное с передней стойкой. Силовая установка состоит из 4 турбовинтовых двигателей АИ-20 (АИ-20К, АИ-20М) конструкции А.Г.Ивченко с воздушными винтами АВ-68И. Двигатели установлены на крыле. Прототипы и Ил-18А были оснащены двигателями НК-4 конструкции Н.Д.Кузнецова с винтами АВ-68В. Начиная с 26 серии устанавливалась ВСУ ТГ-16 (позже ТГ-16А). Запас топлива размещался в консолях крыла. Существовало несколько вариантов компоновки пассажирских салонов (от 69 до 127 мест). Для повышения надёжности важнейшие навигационные приборы, агрегаты радио- и высотного оборудования дублированы. Состав пилотажно-навигационного оборудования позволял выполнять полёт днём и ночью в простых и сложных метеоусловиях. Имеются противопожарная и антиобледенительная системы.
Международная авиационная федерация (FAI) наградила Ил-18 Золотой медалью. На Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году самолёту присуждена "Грап-при" и золотая медаль. В 1960 году за создание Ил-18 С.В.Ильюшин, В.А.Борог, В.М.Германов, А.Я.Левин, Е.И.Санков, В.Н.Семёнов, В.К.Коккинаки удостоены Ленинской премии.
В 1958-1969 годах изготовлено 567 самолётов Ил-18 различных модификаций. Первые самолёты поступили во 2 акдон. С 1 августа 1958 года Ил-18А стал поступать в ГВФ (первым эксплуатировать его стало Внуковское авиапредприятие). 21-23 марта 1958 года экипаж В.К.Коккинаки совершил на Ил-18 дальний перелёт по маршруту Москва - Иркутск - Петропавловск-Камчатский - бухта Тикси - станция СП-6 - бухта Тикси - Москва, преодалев за 27 ч. 34 мин. около 18000 км. Регулярные пассажирский перевозки начались 20 апреля 1959 года. 5 января 1960 года выполнен первый международный рейс (из Москвы в Софию). В декабре 1961 года экипаж А.С.Полякова на Ил-18В совершил перелёт в Антарктиду. В 1958-1959 годах на Ил-18 установлен ряд мировых рекордов скорости и высоты полёта (некоторые продержались до 1971 года). 14 апреля 1961 года на Ил-18 в варианте "салон" был доставлен в Москву первый космонавт Земли Ю.А.Гагарин.
Ил-18 зарекомендовал себя очень надёжным в эксплуатации самолётом. По экономическим показателям он не уступал лучшим самолётам своего класса: Бристоль "Британия", Виккерс "Вэнгард", Локхид "Электра". В середине 70-х годов МГА даже ставило вопрос о возобновлении его производства. В настоящее время в гражданской авиации России в эксплуатации остаются 19 самолётов. Ил-18 стал первым отечественным типом самолёта, достигшим налёта 35000 часов на самолёт в пассажирском варианте.
В 1959 году начались поставки самолёта на экспорт. Ил-18 стал первым советским самолётом, массово поставлявшемся за границу. Он поставлялся в Болгарию, Венгрию, Гану, Гвинею, ГДР, КНДР, Кубу, Польшу, Руиынию, Чехословакию, Югославию. Первый серийный Ил-18А ныне является экспонатом Национального музея авиации Украины.
Модификации самолёта:
- Ил-18 - поршневой прототип. Первый полёт 17 августа 1946 года.
- Ил-18 - первый турбовинтовой прототип. Салон рассчитан на 75 пассажиров (65+10). Первый полёт 4 июля 1957 года.
- Ил-18-8А - второй прототип. Отличался крылом с двумя разъёмами, увеличенным запасом топлива, компановкой салона. Изготовлен в 1958 году.
- Ил-18 "Полоса" - опытный с комплексом навигационно-пилотажного оборудования, позволявшего выполнять автоматический полёт по всей траектории. В 1965 году переоборудован 1 самолёт.
- Ил-18А - первый серийный вариант. Отличался двигателями НК-4, салоном на 75 мест. Первый полёт 26 октября 1957 года. В начале 1958 года изготовлено 20 самолётов. Пассажирские перевозки начались в 1959 году. Позже все самолёты переоборудованы в вариант Ил-18Б.
- Ил-18Б - с двигателями АИ-20. Отличался усиленными крылом и шасси. Взлётная масса увеличена до 61,2 т. Первый полёт состоялся 30 сентября 1959 года. В 1958-1959 годах изготовлено 65 самолётов. Также переоборудованы ранее выпущенные Ил-18А.
- Ил-18В - модернизированный. Отличался двигателями АИ-20К, ВСУ ТГ-16 (ТГ-16А), усиленным фюзеляжем, пассажирским салоном на 84 (компановка "15А") или 89 (компановка "17А") пассажиров, расположением входных дверей. Коммерческая нагрузка уменьшена до 13,5 т. Первый полёт 10 декабря 1959 года. В 1960-1965 годах изготовлено 334 самолёта.
- Ил-18В-26А (Ил-18Д) - самолёт для дальних перелётов. Отличался увеличенным запасом топлива, комфортабельным салоном на 20 пассажиров, дополнительным пилотажно-навигационным оборудованием. В 1962 году изготовлено 3 самолёта. Применялся для полётов в Антарктиду.
- Ил-18Гр - грузовой. Отличается отсутствием пассажирского оборудования, усиленным полом, рельсом с тельфером на потолке салона. Первый полёт 4 марта 1978 года. С 1978 года на авиаремонтных заводах переоборудовались пассажирские самолёты, невыработавшие ресурс. Переоборудовано 59 самолётов.
- Ил-18ГрМ - грузовой модифицированный. Отличается наличием большой грузовой двери в левом борту, напольной механизацией (компановки "41" и "42А"). Разработан в конце 80-х годов. В 1990-1996 годах переоборудовано несколько самолётов Ил-18Д.
- Ил-18Д (второй с таким обозначением) - дальний. Отличался дополнительным топливным баком в центроплане, двигателями АИ-20М, пилотажно-навигационной системой "Путь-4М". Салон рассчитан на 100-122 пасажира (зимой 90-110 из-за увеличения ёмкости гардеробов). Взлётная масса увеличена до 64 т. Разработан в 1964 году. Первый полёт 31 июля 1964 года. В 1966-1969 годах выпущено 122 самолёта.
- Ил-18Д "Помор" - самолёт рыбной разведки. Переоборудован 1 Ил-18Д.
- Ил-18ДЦ "Циклон" - самолёт для метеорологических исследований. Первый полёт 4 апреля 1980 года.
- Ил-18ДОРР - самолёт дальнего обнаружения рыбных ресурсов. Первый полёт в апреле 1985 года. Изготовлено 2 самолёта.
- Ил-18Е - доработанный. Являлся переходным от Ил-18В к Ил-18Д. Салон рассчитан на 100-110 пассажиров (компановка "27А"). Отличался отделкой салона, новыми креслами, доработанной системой кондиционирования. Первый полёт 21 декабря 1960 года. В 1965-1966 годах изготовлено 23 самолёта.
- Ил-18И - с увеличенной дальностью полёта. Отличался дополнительным баком в центроплане на 6300 л, отделкой салона, наличием спасательных плотов и 2 холодильников ЗиЛ. Взлётная масса увеличена до 64 т. В 1960 году построено 2 самолёта.
- Ил-18ЛЛ - летающая лаборатория. В ЛИИ им. М.М.Громова переоборудовано несколько самолётов.
- Ил-18РТ (Ил-18СИП) - самолётный измерительный пункт. Отличался аппаратурой приёма и регистрации телеметрической информации, 15 рабочими местами операторов в салоне. В 1964 году переоборудовано 2 Ил-18В.
- Ил-18РТЛ - прототип Ил-20РТ. Отличался большим обтекателем антенн сверху фюзеляжа. Переоборудован 1 Ил-18 в 1971 году в ЛИИ им. М.М.Громова.
- Ил-18С (Ил-18-4А) - салон на базе Ил-18А. Изготовлен в мае 1958 года.
- Ил-18Т (Ил-18-18А) - транспортно-санитарный. Отличался откидными сиденьями вдоль бортов вместо кресел, отсутствием туалетов и гардеробов, наличием тельферов. Первый полёт 29 февраля 1960 года.
- Ил-18ТД - транспортно-десантный. Изготовлен в 1 экземпляре в 1968 году.
- Ил-18УШ - учебный штурманский. Отличался 20 рабочими местами штурманов в салоне. Разработан в 1972 году. Переоборудовано несколько самолётов.
- Ил-20 - самолёт специального назначения (измерительный комплекс). Разработан в 1965-1968 годах. Первый полёт 25 марта 1968 года.
- Ил-20М ("изделие 17") - самолёт радиотехнической разведки. Изготовлено 20 самолётов.
- Ил-20РТ - самолётный измерительный пункт. Разрабатывался с сентября 1978 года для военно-космических сил. Изготовлено 4 самолёта.
- Ил-22 (Ил-18Д-36) - самолёт дальней связи. Разрабатывался с сентября 1965 года.
- Ил-24Н - самолёт ледовой разведки. Первый полёт 12 июня 1979 года. Переоборудовано 2 самолёта.
- Ил-38 - противолодочный. Разрабатывался с 1960 года. Первый полёт 27 сентября 1961 года. В 1967-1972 годах изготовлено 65 самолётов.
- Ил-118 - модернизированный (проект). Отличался 2 винто-венлилятоными двигателями. Разработан в 1984 году.
Лётно-технические характеристики
Ил-18В | Ил-18Д | |
Двигатели | АИ-20К | АИ-20М |
Взлётная мощность, э.л.с. | 4х4000 | 4х4250 |
Габариты, м:
размах крыла |
37,4 35,9 10,17 |
37,4 35,9 10,17 |
Площадь крыла, м2 | 140,9 | 140,9 |
Масса, т:
пустого |
32,25 61,2 |
33,76 64,0 |
Запас топлива, т | 18,6 | 23 |
Количество пассажиров, чел. | 89-100 | 100 |
Максимальная коммерческая нагрузка, т | 13,5 | 13,5 |
Скорость, км/ч:
максимальная на высоте |
685 650 |
685 650 |
Дальность полёта, км:
с максимальной нагрузкой |
3300 5400 |
4300 7100 |
Практический потолок, м | - | 12000 |
Длина разбега, м
пробега, м |
1000 800 |
1000 800 |
Экипаж (лётный), чел. | 5 | 5 |
Литература
- Андреев И. Фейерверк новинок // Техника - молодёжи. - 1977. - №9. - С. 52-53.
- Беляев В.В., Ильин В.Е. Российская современная авиация. - М.: АСТ, "Астрель", 2001. - С. 239-243.
- Из истории советской авиации: Самолёты ОКБ имени С.В.Ильюшина / Г.В.Новожилов, Д.В.Лещинер, В.М.Шейнин и др. - М.: Машиностроение, 1990. - С. 13-14, 224-233.
- История конструкций самолётов в СССР 1951-1965 гг. / Е.В.Арсеньев, Л.П.Берне, Д.А.Боев и др. - М.: "Машиностроение", 2002. - С. 141-174.
- Цветков С. Классик "золотой" эры // Мир авиации. - №№ 4/93, 1/94, 1/95, 2/95, 1/96, 2/96.
- Цветков С. Смена репертуара // Крылья Родины. - 1992. - №9. - С. 22.
- Чуев Ф.И. Ильюшин. - М.: "Молодая гвардия", 1998. - С. 197-217.
- Якубович Н.В. Самолёт Ил-18. Пассажирские авиалайнеры. - М.: "Цейхгауз", 2007.
- Якубович Н.В. Феномен Ил-18 // Крылья Родины. - 1998. - №1. - С. 10-11.