Разработка ближнемагистрального пассажирского самолёта DHC-8 (первоначально проект обозначался "Дэш X") началась в КБ фирмы "Де-Хевиленд Канада" в 1980 году. За основу конструкции был взят 50-местный самолёт DHC-7. Была изменена конструкция крыла, фюзеляж укорочен. К лету 1983 года был изготовлен первый прототип. 20 июня он впервые поднялся в воздух. После завершения испытаний в конце сентября 1984 года на самолёт был получен сертификат типа. Затем он был сертифицирован в США по нормам FAA. 8 мая 1997 года "Дэш-8-100" сертифицирован в России.
Серийное производство "Дэш-8" началось в 1984 году. В октябре того же года первые самолёты были поставлены заказчикам.
DHC-8 построен по аэродинамической схеме свебоднонесущего высокоплана с Т-образным оперением. Фюзеляж типа полумонокок кругого сечения (диаметр 2,69 м). Крыло прямое, трапецевидное в плане. Шасси убирающееся, трёхопорное, с носовой стойкой. Силовая установка состоит из 2 ТВД РW120 (позже PW121, PW123, PW150) фирмы "Прэтт-Уитни Канада" с четырёхлопастными воздушными винтами изменяемого шага диаметром 3,96 м (на DHC-8-400 - 4,11 м). Кабина пилотов оснащена цифровым комплексом авионики SPZ-8000 американской фирмы "Ханиуэлл" с цветными многофункциональными дисплеями.
Семейство самолётов "Дэш-8" отличает возможность базирования на грунтовых аэродромах и низкий уровень шума в салоне.
Поставляется на экспорт в Австралию, Австрию, Великобританию, Италию, США, Францию, ФРГ, Швецию, Японию. С ноября 2002 года самолёты DHC-8-102 эксплуатируются российской авиакомпанией "Сахалинские авиатрассы".
Модификации самолёта:
- DHC-8-100 - первый серийный вариант.
- DHC-8-100A - с двигателями PW120A. В 1984-1992 годах изготовлено 297 самолётов.
- DHC-8-100B - с двигателями PW121A. В 1992-1996 годах изготовлено 460 самолётов.
- DHC-8-102.
- DHC-8-103.
- DHC-8-106.
- DHC-8-200 - модернизированный. Отличается силовой установкой от DHC-8-300. Разработан в 1992 году. Выпускается с 1995 года.
- DHC-8-200A - с двигателями PW123C.
- DHC-8-200B - самолёт для высокогорья и жаркого климата. Отличается двигателями PW123D.
- DHC-8-201.
- DHC-8-202.
- DHC-8-300 - с удлинённым на 3,43 м фюзеляжем. Отличается двигателями PW123, крылом увеличенного размаха, усиленным шасси. Первый полёт 15 мая 1987 года. Выпускался в 1988-1990 годах.
- DHC-8-300A - с увеличенной взлётной массой. Отличается двигателями PW123A. Выпускаелся в 1990-1992 годах.
- DHC-8-300B - с двигателями PW123B мощностью 2500 л.с. Выпускается с 1992 года.
- DHC-8-300E - самолёт для высокогорья и жаркого климата. Отличается двигателями PW123E, уменьшенной взлётной массой.
- DHC-8-301.
- DHC-8-311.
- DHC-8-314.
- DHC-8-315.
- DHC-8-400 - с удлинённым на 5,76 м фюзеляжем. Разработан в 1990-1995 годах совместно с фирмой "Мицубиси" (Япония). Первый полёт в декабре 1997.
- DHC-8-401.
- DHC-8-402.
- DHC-8M - самолёт для подготовки штурманов на базе DHC-8-100. Изготовлено 6 самолётов для ВВС Канады.
- CC-142 - военно-транспортный.
- E-9 - самолёт слежения за ракетами. Разработан фирмой "Боинг" (США).
Лётно-технические характеристики
100B | 200B | 300A | 400 | |
Двигатели | РW121A | РW123D | РW123A | РW150A |
Взлётная мощность, э.л.с. | 2х2150 | 2х2380 | 2х2380 | 2х4830 |
Габариты, м:
размах крыла |
25,91 22,25 7,49 |
25,91 22,25 7,49 |
27,43 25,68 7,49 |
28,42 33,0 8,3 |
Площадь крыла, м2 | 54,35 | 54,35 | 56,21 | 63,10 |
Масса, кг:
пустого |
10270 16460 |
10400 16460 |
11660 18640 |
16530 28690 |
Запас толплива, кг | 3160 | 3160 | 3160 | 6760 |
Максимальная коммерческая нагрузка, кг | 4200 | 4110 | 5800 | 8500 |
Число пассажиров, чел. | 37-39 | 37-39 | 50-56 | 70-78 |
Крейсерская скорость, км/ч | 490 | 545 | 530 | 650 |
Дальность полёта с полной нагрузкой, км | 1520 | 1730 | 1530 | 2430 |
Практический отолок, м | 7600 | 7600 | 7600 | 8200 |
Длина разбега, м
пробега |
900 900 |
900 900 |
1100 1100 |
1355 1320 |
Экипаж, чел. | 2 | 2 | 2 | 2 |
Литература
- Беляев В.В. Гражданская авиация на рубеже столетий. // Авиация и Время. - 2001. - №6. - С. 29-33.