Разработка ближнемагистрального пассажирского самолёта DHC-8 (первоначально проект обозначался "Дэш X") началась в КБ фирмы "Де-Хевиленд Канада" в 1980 году. За основу конструкции был взят 50-местный самолёт DHC-7. Была изменена конструкция крыла, фюзеляж укорочен. К лету 1983 года был изготовлен первый прототип. 20 июня он впервые поднялся в воздух. После завершения испытаний в конце сентября 1984 года на самолёт был получен сертификат типа. Затем он был сертифицирован в США по нормам FAA. 8 мая 1997 года "Дэш-8-100" сертифицирован в России.

Серийное производство "Дэш-8" началось в 1984 году. В октябре того же года первые самолёты были поставлены заказчикам.

DHC-8 построен по аэродинамической схеме свебоднонесущего высокоплана с Т-образным оперением. Фюзеляж типа полумонокок кругого сечения (диаметр 2,69 м). Крыло прямое, трапецевидное в плане. Шасси убирающееся, трёхопорное, с носовой стойкой. Силовая установка состоит из 2 ТВД РW120 (позже PW121, PW123, PW150) фирмы "Прэтт-Уитни Канада" с четырёхлопастными воздушными винтами изменяемого шага диаметром 3,96 м (на DHC-8-400 - 4,11 м). Кабина пилотов оснащена цифровым комплексом авионики SPZ-8000 американской фирмы "Ханиуэлл" с цветными многофункциональными дисплеями.

Семейство самолётов "Дэш-8" отличает возможность базирования на грунтовых аэродромах и низкий уровень шума в салоне.

Поставляется на экспорт в Австралию, Австрию, Великобританию, Италию, США, Францию, ФРГ, Швецию, Японию. С ноября 2002 года самолёты DHC-8-102 эксплуатируются российской авиакомпанией "Сахалинские авиатрассы".

Модификации самолёта:

  • DHC-8-100 - первый серийный вариант.
    • DHC-8-100A - с двигателями PW120A. В 1984-1992 годах изготовлено 297 самолётов.
    • DHC-8-100B - с двигателями PW121A. В 1992-1996 годах изготовлено 460 самолётов.
    • DHC-8-102.
    • DHC-8-103.
    • DHC-8-106.
  • DHC-8-200 - модернизированный. Отличается силовой установкой от DHC-8-300. Разработан в 1992 году. Выпускается с 1995 года.
    • DHC-8-200A - с двигателями PW123C.
    • DHC-8-200B - самолёт для высокогорья и жаркого климата. Отличается двигателями PW123D.
    • DHC-8-201.
    • DHC-8-202.
  • DHC-8-300 - с удлинённым на 3,43 м фюзеляжем. Отличается двигателями PW123, крылом увеличенного размаха, усиленным шасси. Первый полёт 15 мая 1987 года. Выпускался в 1988-1990 годах.
    • DHC-8-300A - с увеличенной взлётной массой. Отличается двигателями PW123A. Выпускаелся в 1990-1992 годах.
    • DHC-8-300B - с двигателями PW123B мощностью 2500 л.с. Выпускается с 1992 года.
    • DHC-8-300E - самолёт для высокогорья и жаркого климата. Отличается двигателями PW123E, уменьшенной взлётной массой.
    • DHC-8-301.
    • DHC-8-311.
    • DHC-8-314.
    • DHC-8-315.
  • DHC-8-400 - с удлинённым на 5,76 м фюзеляжем. Разработан в 1990-1995 годах совместно с фирмой "Мицубиси" (Япония). Первый полёт в декабре 1997.
    • DHC-8-401.
    • DHC-8-402.
  • DHC-8M - самолёт для подготовки штурманов на базе DHC-8-100. Изготовлено 6 самолётов для ВВС Канады.
  • CC-142 - военно-транспортный.
  • E-9 - самолёт слежения за ракетами. Разработан фирмой "Боинг" (США).

Лётно-технические характеристики

100B 200B 300A 400
Двигатели РW121A РW123D РW123A РW150A
Взлётная мощность, э.л.с. 2х2150 2х2380 2х2380 2х4830
Габариты, м:

размах крыла
длина
высота

25,91
22,25
7,49
25,91
22,25
7,49
27,43
25,68
7,49
28,42
33,0
8,3
Площадь крыла, м2 54,35 54,35 56,21 63,10
Масса, кг:

пустого
взлётная нормальная

10270
16460
10400
16460
11660
18640
16530
28690
Запас толплива, кг 3160 3160 3160 6760
Максимальная коммерческая нагрузка, кг 4200 4110 5800 8500
Число пассажиров, чел. 37-39 37-39 50-56 70-78
Крейсерская скорость, км/ч 490 545 530 650
Дальность полёта с полной нагрузкой, км 1520 1730 1530 2430
Практический отолок, м 7600 7600 7600 8200
Длина разбега, м

пробега

900
900
900
900
1100
1100
1355
1320
Экипаж, чел. 2 2 2 2

Литература

  1. Беляев В.В. Гражданская авиация на рубеже столетий. // Авиация и Время. - 2001. - №6. - С. 29-33.