
В апреле 1966 года авиакомпания "Америкен Эрлайнз" объявила конкурс на 250-местный самолёт с двумя ТРДД. Свои проекты на конкурс представили фирмы "Дуглас" и "Локхид". Конструкторы обеих фирм, проанализировав ситуацию на рынке, пришли к выводу, что наиболее востребованным будет более вместительный самолёт с тремя двигателями.
Осенью 1967 года конструкторы фирмы, ставшей к тому времени "Макдоннел-Дуглас", разработали эскизный проект самолёта DC-10. В 1970 году было завершено строительство первого прототипа. К этому времени фирма уже успела получить заказы на 237 самолётов. 29 августа прототип впервые поднялся в воздух. Серийное производство организовано в 1971 году. В конце июля того же года DC-10-10 был сертифицирован, а в начале августа началась его эксплуатация с пассажирами.
DC-10 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана. Конструкция цельнометаллическая. Фюзеляж типа полумонокок круглого сечения (диаметр 6,01 м). Крыло стрелвидное (35° по линии четвертей хорд). Шасси убирающееся, трёхопорное, с носовой стойкой. Силовая установка состоит из 3 ТРДД Дженерал Электрик CF6-6D (позже CF6-6D1, CF6-50C, CF6-50C1, CF6-50C2, CF6-50C2F, JT9D-20, JT9D-59A). Два из них расположены на пилонах под крылом, третий - в киле.
Серийное производство продолжалось до 1989 года. Всего изготовлено 446 самолётов семейства DC-10 всех модификаций. Поставлялся на экспорт в Мексику, Нидерланды, Швейцарию. В конце 70-х годов фирма "Макдоннелл-Дуглас" предлагала МГА СССР закупить самолёты DC-10-30, но соглашение заключено не было. В настоящее время DC-10 эксплуатируются российскими авиакомпаниями "Аэрофлот", "КрасЭйр", "Трансаэро". Дальнейшим развитием DC-10 стал самолёт MD-11.
Модификации самолёта:
- DC-10 - прототип. Первый полёт 29 августа 1970 года.
- DC-10-10 - среднемагистральный, первый серийный вариант. В 1971-1982 годах изготовлено 122 самолёта.
- DC-10-10CF - грузовой. Отличался грузовой дверью в левом борту (3,55х2,59 м). Изготовлено 9 самолётов.
- DC-10-15 - самолёт для эксплуатации в условиях высокоггорья и жаркого климата. Отличается двигателями CF6-50C2F с тягой по 21100 кгс. Взлётная масса увеличена до 206,5 т. Разработан по заказу мексиканских авиакомпаний "Аэромексико" и "Мексикана". Первый полёт 8 января 1981 года. Сертифицирован в июне 1981 года. В 1981-1982 годах изготовлено 7 самолётов.
- DC-10-30 - дальнемагистральный. Отличается двигателями CF6-50С (CF6-50С1, CF6-50С2), крылом увеличенного размаха, увеличенным запасом топлива. Разработан по заказу группы европейских авиакомпаний KSSU. Первый полёт 21 июня 1972 года. Сертифицирован в ноябре 1972 года. В 1972-1989 годах изготовлено 164 самолёта.
- DC-10-30CE - грузовой. Отличался грузовой дверью в левом борту. Изготовлено 37 самолётов.
- DC-10-30ER - с увеличенной до 11000 км дальностью полёта. Взлётная масса увеличена до 263,6 т. Изготовлено 5 самолётов.
- DC-10-40 (DC-10-20) - дальнемагистральный с двигателями Пратт-Уитни JT9D-20 (JT9D-59A). Первый полёт 28 февраля 1972 года. Сертифицирован в октябре 1972 года. В 1972-1984 годах изготовлено 42 самолёта.
- КС-10А "Икстендер" - заправщик. Изготовлено 60 самолётов для ВВС США.
- KDC-10 - заправщик. В 1992 году переоборудовано 2 DC-10-30 для ВВС Нидерландов.
Лётно-технические характеристики
DC-10-10 | DC-10-30 | DC-10-40 | |
Двигатели | CF6-6D | CF6-50C | JT9D-20 |
Взлётная тяга, кгс | 3х18160 | 3х23150 | 3х20750 |
Габариты, м:
размах крыла |
47,24 55,28 17,70 |
50,42 55,33 17,70 |
50,42 55,00 17,70 |
Площадь крыла, м2 | 329,8 | 329,8 | 329,8 |
Масса, т:
пустого |
111,4 195,2 166,8 |
121,3 252,0 182,7 |
123,4 259,6 197,9 |
Запас топлива, т | 82,02 | 138,54 | 138,54 |
Коммерческая нагрузка, т | 44,7 | 48,3 | 46,2 |
Количество пассажиров, чел. | 277-380 | 277-380 | 277-380 |
Крейсерская скорость, км/ч | 925 | 910 | 920 |
Дальность полёта, км:
с максимальной нагрузкой |
3800 5370 |
7820 10460 |
7450 10280 |
Практический потолок, м | 12800 | 10700 | 10700 |
Длина разбега, м
пробега, м |
- - |
- - |
- - |
Экипаж, чел. | 3-4 | 3-4 | 3-4 |