В начале 70-х годов возникла необходимость в пассажирском самолёте на 200-210 пассажиров, который занимал бы промежуточное положение между Боинг-727 и Боинг-747. В 1972 году фирма "Боинг" совместно с итальянским концерном "Аэриталия" разработала проект BA-751. Затем на фирме "Боинг" под руководством К.Холтби было разработано ещё несколько проектов под общим обозначением 7X7. Первоначально разрабатывался трёхмоторный вариант, по в 1976 году под влиянием проектов А-300 и DC-X-200 было принято решение сделать самолёт двухмоторным. В 1977 году появился проект 7S7, который с января 1978 года стал называться Боинг-767. 14 июля 1978 года появился первый заказ на 30 самолётов. Для его производства были возведены новые цеха на заводе фирмы в Эверетте. Всю механизацию крыла, киль и рули начала изготавливать фирма "Аэриталия". Был подписан контракт на поставку комплектующих и с другими фирмами из разных стран (например, Японии).

Изготовление первого прототипа на заводе в Эверетте началось 6 июля 1979 года. 4 августа 1981 года состоялась его выкатка из сборочного цеха. 26 сентября он впервые он поднялся в небо (раньше, чем Боинг-757). В августе 1982 года самолёт демонстрировался на авиасалоне в Фарнборо. В конце июля 1983 года был сертифицирован вариант с двигателями JT9D-7R4D, а в начале сентября - с CF6-80A. Первый пассажирский рейс состоялся 8 сентября 1983 года.

Самолёт Боинг-767 выполнен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана. Фюзеляж (сечение 5,03х5,41 м) цельнометаллический полумонокок безопасноповреждаемой конструкции. В конструкции фюзеляжа широко использованы усовершенствованные алюминиевые сплавы и композитные материалы. Существует несколько вариантов планировки салона с числом метст для пассажиров от 181 до 285. У самолётов, летающих над морем, все двери и аварийные выходы оснащены надувными трапами. Крыло двухлонжеронное, стреловидное (31,5° по линии четвертей хорд), снабжено предкрылками по всему размаху и двухсекционными закрылками: внешние однощелевые, внутренние - двухщелевые. Шасси трёхопорное с передней управляемой стойкой. Силовая установка состоит из двух ТРДД JT9D-7R4D (или более поздних модификаций) фирмы "Прэтт энд Уитни". По желанию заказчика могут устанавливаться двигатели CF6-80A тягой 21747 кгс фирмы "Дженерал Электрик" или RB.211-524G тягой 26307 кгс фирмы "Роллс-Ройс". Пилотская кабина оборудована жидкокристаллическими дисплеями. Аэронавигационное оборудование разработано фирмой "Коллинз". Первые самолёты имели экипаж из 3 человек. Позже из экипажа был исключён бортинженер. По конструкции самолёт широко унифицирован с Боинг-757: взаимозаменяемы 62,5% узлов и агрегатов.

Серийное производство продолжается. Изготовлено не менее 640 самолётов. Первой авиакомпанией, получившей Боинг-767, стала американская "Юнайтед". Поставляется авиакомпаниям Австралии, Австрии, Великобратинии, Испании, Канады, Непала, Новой Зеландии, ОАЭ, США, Филиппин, ФРГ, Швеции, Японии. Боинг-767 эксплуатируется российскими компаниями "Аэрофлот", "Трансаэро", занимающимися международными авиаперевозками.

Модификации самолёта:

  • Боинг-767AEW - самолёт ДРЛО. Разработан для Японии.
  • Боинг-767AOA - летающая станция слежения и целеуказания. Оснащён инфракрасным телескопом. Изготовлен в 1987 году в 1 экземпляре.
  • Боинг-767E (Боинг-767-300F) - грузовой на базе 767-300ER. Отличается большой грузовой дверью (3,4х2,66 м) по левому борту, усиленным полом, отсутствием иллюминаторов в салоне. Грузоподъёмность 56 т при взлётной массе 185,3 т. Разрабатывался с января 1993 года при участии ОКБ им. С.В.Ильюшина. Выпускается с 1995 года.
    • Боинг-767-34AF - самолёт для авиакомпании "Юнайтед Парсел Сервис" (UPS). Изготовлено 30 самолётов.
  • Боинг-767VC-X - служебный самолёт президента США (проект).
  • Боинг-767-100 - с укороченным фюзеляжем на 170 пассажиров (проект). Разрабатывался для авиакомпании "Америкэн Эйрлайнз".
  • Боинг-767-200 - самолёт на 190-200 пассажиров. Первый полёт 26 сентября 1981 года. В 1982-1992 годах изготовлено 128 самолётов.
    • Боинг-767-204 - самолёт для чартерной авиакомпании "Британия". Отличался двигателями CF6-80A. Взлётная масса увеличена до 140 т, пассажировместимость - до 290 человек.
    • Боинг-767-205 - самолёт для норвежской авиакомпании "Браатэнз - S.A.F.E.".
    • Боинг-767-209 - самолёт для авиакомпании "Чайна Эйрлайнз". Взлётная масса увеличена до 143 т.
    • Боинг-767-222 - самолёт для американской авиакомпании "Юнайтед". Изготовлено 50 самолётов.
    • Боинг-767-223 - самолёт для авиакомпании "Америкэн Эйрлайнз".
    • Боинг-767-231 - самолёт для авиакомпании TBA. Изготовлено 10 самолётов.
    • Боинг-767-232 - самолёт для авиакомпании "Дельта". Отличался двигателями CF6-80A. Изготовлено 42 самолёта.
    • Боинг-767-233 - самолёт для авиакомпании "Эйр Канада". Взлётная масса увеличена до 140,6 т.
    • Боинг-767-258 - самолёт для израильской авиакомпании "Эл Ал".
    • Боинг-767-275 - самолёт для авиакомпании "Пасифик Вестерн". Отличались двухместной пилотской кабиной.
  • Боинг-767-200ER - самолёт для трасс большой протяжённости. Отличается увеличенным до 76840 л запасом топлива. Взлётная масса достигла 156,5. Пассажирвместимость состаляет 208 чел. Разработан в 1983 году. Первый полёт 6 марта 1984 года. С 1984 года изготовлено не менее 100 самолётов.
    • Боинг-767-241ER - самолёт для бразильской авиакомпании "Вариг". Изготовлено 6 самолётов.
    • Боинг-767-258ER - самолёт для израильской авиакомпании "Эл Ал". Переоборудован из Боинга-767-258.
    • Боинг-767-260ER - самолёт для авиакомпании "Эфиопиен Эйрлайнз". Отличается двигателями JT9D-7R4E.
    • Боинг-767-269ER - самолёт для авиакомпании "Эйр Кувейт". Отличается двигателями JT9D-7R4E.
    • Боинг-767-2D7ER - самолёт для таиландской авиакомпании "Тай Интернейшнл Эйруэйз" (проект). Отличался двигателями CF6-80A.
    • Боинг-767-2J6ER - самолёт для авиакомпании "Сивил Эйркрафт Администрайшн оф Чайна".
    • Боинг-767-2Q8ER - самолёт для лизинговой компании ILFC. Отличался двигателями CF6-80C2B4F тягой 26262 кгс.
    • Боинг-767-23AER - самолёт для австралийской лизинговой компании "Ансетт Уорлдвайд Авиейшн Сервисиз". Отличался двигателями PW4056.
    • Боинг-767-23BER - самолёт для авиакомпании "Эйр Мауритиус". Отличался двигателями CF6-80C2B4F.
  • Боинг-767-300 - с удлинённым на 6,42 м фюзеляжем (3,07 перед крылом и 3,35 м за крылом). Отличается двигателями RB.211-524G тягой 26307 кгс фирмы "Роллс-Ройс", усиленными крылом и шасси. Взлётная масса увеличена до 156,5 т. Разрабатывался с февраля 1983 года. Первый полёт 30 января 1986 года. С 1986 года изготовлено не менее 100 самолётов.
    • Боинг-767-332 - самолёт для авиакомпании "Дельта".
    • Боинг-767-336 - самолёт для авиакомпании "Бритиш Эйруэйз". Отличается двигателями RB.211-524H тягой 27487 кгс.
    • Боинг-767-381 - самолёт для японской авикомпании ANA.
    • Боинг-767-3Z9 - самолёт для авиакомпании "Лауда Эйр".
  • Боинг-767-300ER - самолёт для трасс большой протяжённости. Отличается двигателями CF6-80C2, усиленным крылом и шасси, увеличенным до 91029 л запасом топлива. Разрабатывался с марта 1985 года. Первый полёт 19 ноября 1986 года. Выпускается с 1988 года. Изготовлено не менее 324 самолётов.
    • Боинг-767-323ER - самолёт для авиакомпании "Америкэн Эйрлайнз". Изготовлено 15 самолётов.
    • Боинг-767-3P6ER - самолёт для лизинговой компании "Поларис Эйркрафт Лизинг Корпорейшн".
    • Боинг-767-3T9ER - самолёт для австрийской чартерной компании "Лауда Эйр". Отличался двигателями PW4056. Изготовлен в одном экземпляре.
    • Боинг-767-3Y0ER - самолёт для лизинговой компании "Джи Пи Эй Груп". Отличался расположением дверей.
    • Боинг-767-3Z9ER - самолёт для компании "Лауда Эйр". Отличался двигателями PW4060. Изготовлено 2 самолёта.
  • Боинг-767-400ER - с удлинённым фюзеляжем (на 6,42 м по сравнению с Боинг-767-300). Отличается крылом увеличенного на 3,66 м размаха, вертикальными аэродинамическими поверхностями на концах консолей крыла, обновлённым интерьер пассажирского салона (по типу Боинг-777). Разрабатывался с 1996 года. Первый полёт 9 октября 1999 года. Выпускается с 1999 года.
    • Боинг-767-422 - самолёт для компании "Юнайтед". Изготовлено 26 самолётов.
    • Боинг-767-432 - самолёт для компании "Дельта". Изготовлен 21 самолёт.
  • Боинг-767-400ERХ - с увеличенной дальностью полёта (проект). Разрабатывается с 2000 года для компании "Кения Эйрлайнз".
  • E-8A - самолёт целеуказания на базе Боинг-767-320B. Оснащён многорежимной РЛС бокового обзора. Разрабатывается с 1985 года совместно с фирмой "Грумман".
  • Корпорат 77-62 - "салон" (проект).

Лётно-технические характеристики

767-200 767-300
Двигатели JT9D-7R4D RB.211-524G
Взлётная тяга, кгс 2x21636 2x26307
Габариты, м:

размах крыла
длина
высота

47,57
48,51
15,85
47,57
54,90
15,85
Площадь крыла, м2 283,3 283,3
Масса, т:

пустого
взлётная нормальная
посадочная

80,1
143,0
123,4
90,1
159,2
136,0
Запас топлива, л 63210 63210
Коммерческая нагрузка, т 33,3 38,4
Число пассажиров, чел. 181-290 218-360
Скорость, км/ч:

крейсерская
посадочная

910
325
910
325
Дальность полёта, км 4350 7680
Практический потолок, м 13100 13100
Длина разбега, м

пробега, м

2190
1260
2300
1400
Экипаж, чел. 2-3 2

Литература

  1. Удалов К.Г., Комиссаров Д.С. Самолёт Боинг-767. - М.: "Авико Пресс", 1994.