В начале 1962 года конструкторы фирмы "Боинг" начали исследования в области создания пассажирского самолёта для линий малой протяжённости. Первоначально он рассматривался как конкурент английскому BAC.111 и был рассчитан на перевозку 60-85 пассажиров. В дальнейшем количество мест для пассажиров было увеличено до 100.
Рабочее проектирование самолёта, получившего обозначение Боинг-737, началось в феврале 1965 года. Разработка велась сразу в двух вариантах: Боинг-737-100 с салоном на 100-103 мест и Боинг-737-200 с салоном на 115 мест. Прототип Боинг-737-100 впервые поднялся в воздух с заводского аэродрома в Рентоне 9 апреля 1967 года. 8 августа совершил первый полёт прототип Боинг-737-200. В декабре того же года оба варианта были сертифицированы, после чего начались поставки заказчикам.
Боинг-737 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана. Конструкция цельнометаллическая с мспользованием композиционных материалов. Фюзеляж типа полумонокок круглого сечения. Крыло стреловидное (25° по линии четвертей хорд). Шасси убирающееся, трёхопорное, с носовой стойкой. Силовая установка состоит из 2 ТРДД Прэтт-Уитни JT8D-7 (JT8D-9, JT8D-15, JT8D-17, CFM56), расположенных на пилонах под крылом (начиная с модификации 737-300 двигателе смещены вперёд). На самолётах поздних выпусков устанавливается цифровой комплекс авионики EFIS, спутниковая навигационная система GPS.
Серийное производство продолжается. К началу 2006 года изготовлено 5000 самолётов Боинг-737 всех модификаций. Поставлялся на экспорт в Австралию, Алжир, Аомынь, Великобританию, Венгрию, Грецию, Испанию, Италию, Каймановы острова, Канаду, Нидерланды, Никарагуа, Новую Зеландию, Румынию, Тунис, Францию, ФРГ, Чехию, Щвейцарию, Швецию, Японию. В ходе эксплуатации самолёт постоянно усовершенствовался: устанавливалась более мощные и экономичные двигатели, более эффективная система реверса тяги, улучшалась аэродинамика, повышалась эффективность закрылков, устанавливался цифровой комплекс авионики с индикацией параметров на цветных ЖК-дисплеях.
Самолёты Боинг-737 эксплуатировались или эксплуатируются в настоящее время в российских авиакомпаниях "Аэрофлот", "Калининградавиа", "Пулково", "Сахалинские авиатрассы", "Трансаэро". Имеются также в Белоруссии, Грузии, Казахстане, Туркмении и на Украине.
Модификации самолёта:
- Боинг-737-100 - первый серийный вариант. Отличался пассажирским салоном на 100 мест. Первый полёт 9 апреля 1967 года. В 1967-1969 годах изготовлено 30 самолётов.
- Боинг-737-100C - грузовой. Отличался большой грузовой дверью в левом борту. Изготовлено несколько самолётов.
- Боинг-737-200 - с салоном на 115 мест. Олтличался удлинённым на 1,82 м фюзеляжем. Первый полёт 8 августа 1967 года. В 1967-1971 годах изготовлено 249 самолтов.
- Боинг-737-214
- Боинг-737-247
- Боинг-737-2C9
- Боинг-737-200Adv ("Эдвансд") - модернизированный. Отличался двигателями CFM56, улучшенной аэродинамикой, составом оборудования. Первый полёт 15 апреля 1971 года. В 1971-1988 годах изготовлено 865 самолётов.
- Боинг-737-236Adv
- Боинг-737-2Y5Adv
- Боинг-737-200C "Эдвансд" - грузопассажирский. Отличается грузовой дверью (2,14х3,4 м). Может перевозить до 7 поддонов либо 2 поддона и 76 пассажиров.
- Боинг-737-250 - промежуточный вариант между 737-100 и 737-200 (проект). Разработан в 1983 году.
- Боинг-737-300 - с салоном на 150 мест. Отличался двигателями CFM56-5 (СРМ56-3C1), удлинённым на 2,64 м фюзеляжем, новым крылом, цифровым комплексом авионики EFIS. Первый полёт 24 февраля 1984 года. Выпускался в 1984-200 годах. Изготволено более 1000 самолётов.
- Боинг-737-329
- Боинг-737-35B
- Боинг-737-36E
- Боинг-737-36N
- Боинг-737-36Q
- Боинг-737-375
- Боинг-737-3L9
- Боинг-737-3Q8 - самолёт для лизинговой компании ILFC.
- Боинг-737-3Z9 - самолёт для авиакомпании "Лауда Эйр".
- Боинг-737-400 - с удлинённым на 3,05 м фюзеляжем. Отличается двигателями CFM56-3C1, усиленными крылом и шасси. Первый полёт 23 февраля 1988 года. Выпускался в 1988-2000 годах. Изготовлено более 400 самолётов.
- Боинг-737-4M0
- Боинг-737-4Q8 - самолёт для лизинговой компании ILFC.
- Боинг-737-4Y0 - самолёт для лизинговой компании JPA.
- Боинг-737-500 - с увеличенной дальностью полёта. Салон рассчитан на 108-138 пасажиров. Оснащается двигателями СFМ56-ЗС1. Первый полёт 30 июня 1989 года. Выпускался в 1990-2000 годах. Изготовлено более 320 самолётов.
- Боинг-737-529
- Боинг-737-53А - с салоном на 116 мест.
- Боинг-737-555
- Боинг-737-600 (Боинг-737-500X) - модернизированный. Отличается двигателями CFM56-7B18 (CFM56-7B20), крылом увеличенного размаха, оборудованием кабины, аналогичным Боинг-777. Выпускается с 1998 года.
- Боинг-737-700 (Боинг-737-300Х) - модернизированный. Отличается двигателями CFM56-7B20 (CFM56-7B22, CFM56-7B24), крылом увеличенного размаха, оборудованием кабины, аналогичным Боинг-777. Первый полет 9 февраля 1997 года. Сертификат типа получен 7 ноября. Выпускается с 1997 года.
- Боинг-737-7K9
- Боинг-737-700ER - с увеличенной дальностью полёта.
- Боинг-737-800 (Боинг-737-400Х) - модернизированный. Отличается двигателями CFM56-7B24 (CFM56-7B26), крылом увеличенного размаха, оборудованием кабины, аналогичным Боинг-777. Выпускается с 1998 года. Изготовлено 800 самолётов.
- Боинг-737-8F2
- Боинг-737-900 - с удлинёным на 2,94 м фюзеляжем. Салон рассчитан на 177-189 мест. Выпускается с 2001 года.
- Боинг-737-900ER (Боинг-737-900Х) - с увеличенной дальностью полёта до 5900 км. Отличается усиленным крылом, дополнительной хвостовой опорой шасси, дополнительными топливными баками. Количество мест для пассажиров увеличено до 215 (при однокласной компоновке).
- Боинг-737-990 - самолёт для авиакомпании "Аляска".
- Боинг-737-9B5 - самолёт для авиакомпании "Кореан Эйр".
- Боинг-737-9K2 - самолёт для авиакомпании KLM.
- T-43A - самолёт для групповой подготовки штурманов на базе Боинг-727-200Adv. Отличается рабочими местами штурманов в салоне, усиленным полом, увеличенным на 3000 л запасом топлива. В 1973-1974 годах для ВВС США изготовлено 19 самолётов.
Лётно-технические характеристики
737-100 | 737-300 | 737-400 | 737-800 | |
Двигатели | JT8D-7 | СРМ56-5 | СРМ56-3С1 | СРМ56-7B26 |
Взлётная тяга, кгс | 2х6580 | 2х9970 | 2х10670 | 2х11930 |
Габариты, м:
размах крыла |
28,35 30,53 11,28 |
28,88 33,17 11,13 |
28,88 36,40 11,13 |
34,31 39,47 12,55 |
Площадь крыла, м2 | 91,0 | 105,4 | 105,4 | 124,6 |
Масса, т:
пустого |
27,70 49,40 44,50 |
32,46 62,82 52,53 |
34,27 68,10 56,24 |
41,46 78,24 65,30 |
Запас топлива, л | 10790 | 20105 | 23825 | 26035 |
Коммерческая нагрузка, т | 12,2 | 16,4 | 18,8 | 20,0 |
Число пассажиров, чел. | 102-130 | 130-149 | 146-168 | 162-189 |
Крейсерская скорость, км/ч | 980 | 910 | 910 | 925 |
Дальность полёта, км | 2780 | 4670 | 3870 | 5370 |
Практический потолок, м | 10670 | 10200 | 11300 | 12500 |
Длина разбега, м
пробега, м |
- - |
- - |
- - |
- - |
Экипаж, чел. | 2 | 2 | 2 | 2 |
Литература
- Беляев В.В. Гражданская авиация на рубеже столетий. // Авиация и Время. - 2001. - №4. - С. 25-29.