Разработка пассажирского самолёта Ан-74-68 началась в ОКБ им. О.К.Антонова в начале 90-х годов под руководством П.Балабуева. Рабочее проектирование самолёта, получившего новое обозначение Ан-148, началось в 2001 году. За основу конструкции был взят транспортный самолёт Ан-74ТК-300. Крыло спроектировано заново, увеличена длина фюзеляжа, применены двигатели Д-436 с изменённой конструкцией реверса. Изготовление первых 3 прототипов началось в Киеве в марте 2002 года. Подготовка к серийному производству началась в 2003 году на авиазаводах в Харькове и Воронеже. В сентябре 2004 года в Киеве было завершено изготовление первого прототипа. 17 декабря он впервые поднялся в небо с аэродрома Святошино (экипаж лётчика-испытателя Е.А.Галуненко). В апреле 2005 года к лётным испытаниям присоединился второй прототип. Испытания продолжались до 6 декабря 2006 года. Сертификат типа получен 26 февраля 2007 года. Предполагается, что первым эксплуатантом Ан-148 станет авиакомпания "Полёт".
Ан-148 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего высокоплана с крылом умеренной стреловидности. Фюзеляж цельнометаллический типа полумонокок круглого сечения. Шасси убирающееся, трёхопорное с носовой стойкой. Силовая установка состоит из 2 ТРДД Д-436-148, расположенных на пилонах под крылом, и ВСУ АИ-450МС. Предусмотрена возможность установки двигателей CF34-10. Кабина экипажа оснащена ЖК-дисплеями. Система управления электродистанционная. Ресурс самолёта составляет 80000 лётных часов, календарный - 30 лет.
Модификации самолёта:
- Ан-148-100A - малой дальности. Cалон рассчитан на 80 пассажиров.
- Ан-148-100B - с увеличенной до 3600 дальностью полёта.
- Ан-148-100B - с увеличенной до 5000 дальностью полёта.
- Ан-148-100E1 - административный с салоном на 40-55 пассажиров.
- Ан-148-100E2 - "салон". Расчитан на 10-30 пассажиров.
- Ан-148-200A - с салоном на 100 пассажиров и дальностью полёта 2200 км.
- Ан-148-200B - с салоном на 100 пассажиров и дальностью полёта 2500 км.
- Ан-148Т - грузовой.
Лётно-технические характеристики (Ан-148-100B)
Двигатели | Д-436-148 |
Взлётная тяга, кгс. | 2х6500 |
Габариты, м:
размах крыла |
28,91 29,13 8,20 |
Площадь крыла, м2 | - |
Масса, кг:
пустого |
- 39600 |
Масса коммерческой нагрузки, максимальная, кг | 9000 |
Количество пассажиров, чел. | 80 |
Запас топлива, кг | 12100 |
Скорость крейсерская, км/ч | 820-870 |
Дальность полёта, км:
с 75 пассажирами |
3600 7000 |
Практический потолок, м | 12500 |
Длина разбега, м
пробега, м |
- - |
Экипаж, чел. | 2 |
Литература
- Карнозов В. Лётный испытания Ан-148 // Авиапанорама. - 2005. - №1. - С. 18-19.
- Карнозов В. Региональные страсти: сравнительный анализ Ан-148 и RRJ // Авиапанорама. - 2005. - №1. - С. 4-11.
- Совенко А. Ан-148: первые шаги // Авиация и Время. - 2005. - №1. - С. 22-23.