В начале 1980 года конструкторы "Эйрбас Индастри" начали исследования узкофюзеляжных пассажирских самолётов для авиалиний малой и средней протяжённости. Были предложены проекты SA1, SA2 и SA3, все с 2 двигателями CFM56, но с различными фюзеляжами. После всестороннего анализа к дальнейшей резработке были приняты проекты SA1 (для перевозки 130-140 пассажиров) и SA2 (удлинённый с салоном на 150-160 мест). В феврале 1981 года первому варианту присвоен индекс A-320-100, а второму - A-320-200. Позже вместимость обоих самолётов была установлена в 150 пассажиров, а отличаться они стали дальностью полёта.
Рабочее проектирование A-320 началось в марте 1984 года. Он стал первым в мире пассажирским самолётом с электродистанционной системой управления (ЭДСУ), кабиной экипажа, оснащенной боковыми рукоятками управления вместо обычных штурвальных колонок, и горизонтальным оперением, полностью изготовленным из композиционных материалов. В 1986 году был изготовлен первый прототип с двигателями Дженерал Электрик CFM56-5A1. 22 февраля 1987 года он впервые поднялся в небо. В конце февраля 1988 года самолёт был сертифицирован в Европе, а в декабре - в США. В марте 1988 года первый серийный A-320 поступил в авиакомпанию "Эйр Франс".
А-320 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана. Конструкция цельнометаллическая с применением композиционных материалов. Фюзеляж типа полумонокок круглого сечения (диаметр 3,95 м). Крыло стреловидное (28° по линии четвертей хорд). На концах консолей крыла установливались небольшие стреловидные шайбы. Шасси убирающееся, трёхопороное, с носовой стойкой. Силовая установка состоит из 2 ТРДД CFM56-5A1, расположенных на пилонах под крылом. Самолет оснащён цифровым комплексом авионики EFIS (разработка французской фирмы "Tомсон-CSF"). Информационное поле кабины пилотов построено с использованием 6 цветных многофункциональных дисплеев. Существует несколько вариантов компоновки пассажирского салона.
Серийное производство A-320 продолжается. К 2001 году изготовлено более 2440 самолётов. Поставляется авиакомпаниям Великобритании, Испании, Италии, Канады, Китая, Коста Рики, Нидерландов, США, ФРГ, Швейцарии, Югославии. В России самолёты A-320 эксплуатируются в авиакомпании "Аэрофлот". 19 декабря 2003 года подписано соглашение о производстве элементов фюзеляжа A-320 на Нижегородском и Иркутском авиазаводах. В декабре 2005 года к ним присоединился Воронежский завод.
Модификации самолёта:
- А-320-110 - базовая. Первый полёт 22 февраля 1987 года. В 1988-1989 годах изготовлен 21 самолёт.
- А-320-210 - с увеличенной дальностью полёта. Отличается двигателями CFM56-5A3 (CFM56-5B4), 2 дополнительными топливными баками в центроплане. Выпускается с 1988 года. Изготовлено не менее 860 самолётов.
- А-320-230 - с двигателями V2500-A1 (с 1993 года - V2527-A5). Первый полёт 28 июля 1988 года. Выпускается с 1989 года.
- А-319 - с укороченным фюзеляжем. Отличается двигателями CFM56 (V2500, V2522, V2524). Салон рассчитан на 124-138 пассажиров. Первый полёт 25 августа 1995 года. Выпускается с 1996 года. Изготовлено не менеее 100 самолётов.
- А-321 - с удлинённым на 6,94 м фюзеляжем. Отличается двигателями CFM56 (V2530-A5, V2533-A5), двухщелевыми закрылками, усиленным шасси. Салон рассчитан на 186-220 пассажиров. Первый полёт 11 марта 1993 года. Выпускается с 1994 года на авиазаводе в Гамбурге (Германия). Изготовлено не менее 60 самолётов.
Лётно-технические характеристики
A-320-110 | A-320-210 | |
Двигатели | CFM56-5A1 | CFM56-5B4 |
Взлётная тяга, кгс | 2х11320 | 2х13620 |
Габариты, м:
размах крыла |
34,10 37,57 11,76 |
34,10 37,57 11,76 |
Площадь крыла, м2 | 122,4 | 122,4 |
Масса, т:
пустого |
41,8 73,5 64,5 |
41,8 77,0 64,5 |
Запас топлива | 23860 | - |
Коммерческая нагрузка, т | 19,2 | 20,7 |
Количество пассажиров, чел. | 150-179 | 150-179 |
Крейсерская скорость, км/ч | 900 | 900 |
Дальность полёта, км | 4900 | 5185 |
Практический потолок, м | 11275 | 11275 |
Длина разбега, м
пробега, м |
- - |
- - |
Экипаж, чел. | 2 | 2 |
Литература
- Беляев В.В. Гражданская авиация на рубеже столетий. // Авиация и Время. - 2001. - №4. - С. 25-29.
- Виноградов Р.И., Пономарёв А.Н. Развитие самолётов мира. - М.: "Машиностроение", 1991. - С. 220.