Предварительные исследования 120-местного варианта А-320 с укороченный фюзеляжем в КБ концерна "Эйрбас Индастри" начались в 1990 году. В салоне предполагалось сократить 7 рядов кресел, что нашло отражение в индексе проекта - A-320M-7. Позже новый самолёт получил обозначение A-319.
Официально программа A-319 стартовала в конце мая 1992 года, но к непосредственной разработке конструкторы приступили только в июне 1993 года после всестороннего исследования рынка сбыта самолёта. В 1995 году было завершено строительство первого прототипа. Впервые он поднялся в воздух 25 августа 1995 года. В конце марта 1996 года был получен сертификат типа, а в апреле первый серийный самолёт передан швейцарской авиакомпании "Свиссэйр".
А-319 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низко плана. Конструкция цельнометаллическая с применением композиционных материалов. Фюзеляж типа полумонокок круглого сечения (диаметр 3,95 м). Крыло стреловидное (28° по линии четвертей хорд). На концах консолей крыла устанавливались небольшие стреловидные шайбы. Шасси убирающееся, трёхопорное, с носовой стойкой. Силовая установка состоит из 2 ТРДД CFM56-5A4 (CFM56-5B5, CFM56-5B6, V2522-A5, V2524-A5), расположенных на пилонах под крылом. Самолет оснащён цифровым комплексом авионики EFIS. Информационное поле кабины пилотов построено с использованием 6 цветных многофункциональных дисплеев. Существует несколько вариантов компоновки пассажирского салона.
Поставляется авиакомпаниям Великобритании, Италии, Канады, Китая, Мексики, Португалии, США, Финляндии, Франции, ФРГ, Хорватии, Швейцарии. С 2003 года A-319 эксплуатируется российской авиакомпанией "Аэрофлот". 19 декабря 2003 года подписано соглашение о производстве элементов фюзеляжа A-319 на Нижегородском и Иркутском авиазаводах.
Модификации самолёта:
- А-319-110 - базовая. Отличается двигателями СFM Интернешнл CFM56. Первый полёт 25 августа 1995 года. Выпускается с 1995 года
- А-319-111 - с двигателями CFM56-5A4 (тяга 9990 кгс).
- А-319-112 - с двигателями CFM56-5B5 (тяга 9990 кгс).
- А-319-114 - с двигателями CFM56-5B6 (тяга 10670 кгс).
- А-319-130 - с двигателями Интернешнл Аэро Энджинз V2500. Первый полёт в мае 1996 года. Выпускается с 1996 года.
- А-319-131 - с двигателями V2522-A5 (тяга 9990 кгс).
- А-319-132 - с двигателями V2524-A5 (тяга 10670 кгс).
- А-319ACJ - административный конвертируемый. Предназначен для перевозки 100 пассажиров. Предусмотрен монтаж VIP модулей. Выпускается с 2006 года. Первые 2 самолёта приобретёны Чехией.
- А-319CJ - административный ("салон"). Отличается комфортабельным салоном на 10-50 пассажиров с конференц залом, спальными местами, душем и гимнастическим отсеком. Дальность полёта увеличена до 11700 км.
Лётно-технические характеристики
A-319-110 | A-319-130 | |
Двигатели | CFM56-5A4 | V2522-A5 |
Взлётная тяга, кгс | 2х9990 | 2х9990 |
Габариты, м:
размах крыла |
34,10 33,84 11,76 |
34,10 33,84 11,76 |
Площадь крыла, м2 | 122,4 | 122,4 |
Масса, т:
пустого |
40,1 68,0 61,0 |
40,1 68,0 61,0 |
Запас топлива | 23860 | 23860 |
Коммерческая нагрузка, т | 16,8 | 16,8 |
Количество пассажиров, чел. | 124-138 | 124-148 |
Крейсерская скорость, км/ч | 900 | 900 |
Дальность полёта, км | 4910 | 4910 |
Практический потолок, м | 11275 | 11275 |
Длина разбега, м
пробега, м |
- - |
- - |
Экипаж, чел. | 2 | 2 |
Литература
- Беляев В.В. Гражданская авиация на рубеже столетий. // Авиация и Время. - 2001. - №4. - С. 25-29.