В середине 1975 года конструкторы консорциума "Эйрбас Индастри" начали предварительную проработку проекта пассажирского самолёта A-310B10. Он представлял собой вариант A-300B4 с укороченным фюзеляжем. В июле 1978 года консорциум официально начал работы по программе A-310. Одновременно разрабатывались два варианта лайнера: A-310-100 с дальностью полёта 3700 км и A-310-200 с дальностью полёта 5500 км. К первому авиакомпании интереса не проявили, поэтому все усилия были сосредоточены на втором. 1982 году завершилось изготовление первого прототипа с двигателями Прэтт-Уитни JT9D-7R4. 3 апреля он впервые поднялся в воздух. В августе того же года совершил первый полёт прототип с двигателями Дженерал Электрик CF6-80A. В марте 1983 года самолёт был сертифицирован во Франции и ФРГ, а в апреле началась его регулярная эксплуатация. В январе 1984 года самолёт получил сертификат в Великобритании, в феврале 1985 года - в США.
В марте 1983 года, сразу после начала производства A-310-200, концерн приступил к разработке дальнемагистрального A-310-300. Основное его отличие заключалось в дополнительном топливном баке на 6100 л, расположенном в горизонтальном оперении. Для сохранения балансировки в полёте применена автоматизированная система перекачки топлива. Прототип с двигателями Прэтт-Уитни JT9D-7R4 впервые поднялся в небо 8 июля 1985 года. В сентябре совершил первый полёт прототип с двигателями Дженерал Электрик CF6-80C2. В декабре на A-310-300 получен сертификат типа. В том же месяце первый самолёт получила швейцарская авиакомпания "Свиссэйр".
А-310 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана. Конструкция цельнометаллическая с применением композиционных материалов. Фюзеляж типа полумонокок круглого сечения (диаметр 5,64 м). Крыло стреловидное (28° по линии четвертей хорд). На A-310-300 (с 1986 года и на A-310-200) на концах консолей крыла установливались небольшие стреловидные шайбы. Вертикальное оперение стреловидное, выполнено из углепластика. Шасси убирающееся, трёхопороное, с носовой стойкой. Тормозные колёса шасси изготовлены из композиционного материала. Силовая установка состоит из 2 ТРДД PW4156 (CF6-80C2A8), расположенных на пилонах под крылом. Самолет оснащён цифровым комплексом авионики EFIS и цифровой системой контроля за работой бортовых систем и предупреждения об отказах ЕСАМ. Информационное поле кабины пилотов построено с использованием 4 цветных многофункциональных дисплеев. Существует несколько вариантов компоновки пассажирского салона.
Всего изготовлено более 260 самолётов семейства A-310. Поставлялся авиакомпаниям Великобритании, Иордании, Китая, Франции, ФРГ, Чехии, Швейцарии. Несколько самолётов используются в качестве транспортных в ВВС Канады, Таиланда, ФРГ и Франции.
В октябре 1991 года A-310-300 был сертифицирован Авиарегистром РФ. Начиная с 1992 года он эксплуатируется в российских аиакомпаниях "Аэрофлот", "Даймонд Саха", "Сибирь", "Трансаэро". Кроме России имеется также в Армении, Казахстана и Узбекистана.
Модификации самолёта:
- А-310-100 - с дальностью полёта 3700 км (проект).
- А-310-200 - первый серийный вариант. Первый полёт 3 апреля 1982 года. В 1983-1988 годах изготовлено 85 самолётов.
- А-310-200C - грузовой. Отличается большой грузовой дверью в левом борту. Коммерческая нагрузка 40,3 т.
- А-310-200F - грузовой. Коммерческая нагрузка увеличена до 43 т.
- А-310-300 - дальний. Отличается увеличенным запасом топлива. Первый полёт 8 июля 1985 года. Выпускается с 1985 года. Изготовлено не менее 176 самолётов.
- MRTT - заправщик. В 1995 году переоборудован один А-310-300.
Лётно-технические характеристики
A-310-200 | A-310-300 | |
Двигатели | PW4156 (CF6-80C2A8) |
PW4156 (CF6-80C2A8) |
Взлётная тяга, кгс | 2х25420 (2х26780) |
2х25420 (2х26780) |
Габариты, м:
размах крыла |
43,9 46,66 15,81 |
43,9 46,66 15,81 |
Площадь крыла, м2 | 219,0 | 219,0 |
Масса, т:
пустого |
80,6 142,0 124,0 |
82,6 164,1 124,0 |
Запас топлива, л | 54590 | 75470 |
Коммерческая нагрузка, т | 34,2 | 32,1 |
Количество пассажиров, чел. | 191-280 | 191-280 |
Крейсерская скорость, км/ч | 895 | 895 |
Дальность полёта, км | 6670 | 9540 |
Практический потолок, м | 11300 | 11300 |
Длина разбега, м
пробега, м |
- - |
- - |
Экипаж, чел. | 2 | 2 |
Литература
- Виноградов Р.И., Пономарёв А.Н. Развитие самолётов мира. - М.: "Машиностроение", 1991. - С. 226.
- Справочник по зарубежным военным и гражданским самолётам и вертолётам. - М.: ЦАГИ, 1985. - С. 278-279.